Узкие полосы позволят сэкономить

  • 18 Октября, 2013 г. 15:53
Узкие полосы позволят сэкономить

Глава Росавтодора Сергей Кельбах считает возможным сузить ширину дорожных полос России. Сделать такое заявление чиновника вдохновила командировка в Японию. Там, а также почти по всей Европе, ширина магистралей 3,5 метра и даже меньше, а у нас 3,75. Главная причина, по которой стоит сужать полосы, по мнению чиновника, - экономия средств при строительстве новых автодорог. Но как эта инициатива скажется на безопасности дорожного движения, разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.

Есть простые подсчеты. Если суженная полоса экономит 25 сантиметров ширины, то такая же шестиполосная дорога - это уже полтора метра. К тому же, для города ширина полосы критерий не столь актуальный, полагает заместитель главного редактора журнала "За рулем" Вячеслав Субботин.

"Особенно это актуально в городских условиях, где движение не интенсивно. Вот там можно уменьшить полосы, чтобы больше автомобилей помещалось в рядах. Выиграть лишнюю полосу так, чтобы авто стояли достаточно плотно. Знаете, чтобы даже не было провокаций. Потому что многие лезут между рядами, и все мы это видим".

Заманчивая перспектива - за счет сужения полос можно увеличить их число. И сделать, например, из восьмиполосной дороги девятиполосную с реверсом где-нибудь на вылетных магистралях. Хотя, правда, потом они всё равно упрутся в бутылочные горлышки подмосковных шоссе. Но это две разных проблемы, уверен независимый автоэксперт, редактор сайта "Осипов.про" Олег Осипов.

"Это можно сделать в Москве, например, начиная с Волгоградки, Ленинского проспекта и т.д., далее везде. Как это уже сделано на Алтуфьевском шоссе. Что касается узких, так называемых бутылочных горлышек, конечно, эту проблему надо решать уже другими способами, совершенно не уменьшая ширину полос. Это другая отдельная проблема".

Наши нынешние дороги когда-то проектировались с учетом потребностей военных. Им необходимо было проехать на всех тех сто тридцатых "ЗиЛах", неповоротливых "Уралах", "КрАЗах", "Газах", "Шишигах", управлять которыми из-за больших рулевых люфтов было весьма непросто. Сейчас всё- таки грузовики в большинстве своем и компактные, и современные. Должны вписываться в суженые полосы. Хотя проблема остается, говорит Олег Осипов.

"Дорожникам требуется внимательно смотреть, как будут себя вести большегрузы в поворотах. Прямо-то они поместятся в 3,5-метровую полосу, а вот при маневрах могут возникнуть у них, у большегрузов, сложности. Впрочем, в Москве это не так актуально".

А какую экономию средств сулит сужение полос на вновь возводимых дорогах, есть даже конкретный пример. При строительстве Западного скоростного диаметра в Питере ширину полос сделали как в Европе - три с половиной метра. И сразу же расходы сократились на млрд с четвертью рублей. Правда, когда придет время ремонтировать эту трассу, вся экономия может сойти на нет, констатирует старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Екатерина Решетова.

"Зарубежные исследования показывают, что избыточные капзатраты на строительство более широкой дороги с лихвой окупаются за счет последующих ремонтов покрытия. Потому что считается, что на широкой полосе нагрузка распределяется более равномерно. Т.е. действующий норматив 3.75 более рациональный в этом отношении".

Можно предположить, что сужение полос придется не по душе мотоциклистам. Просачиваться сквозь пробку им станет сложнее. Но, кстати, по ПДД мотоциклисты должны ехать с общим потоком и никак иначе. Поэтому все их манёвры и перестроения вообще-то незаконны. С другой стороны, глупо покупать двухколесное средство и потом мучиться в заторах. Но как ни странно, сужение полос может сыграть на руку мотоциклистам, опять же из-за лучшей дисциплины всех других участников движения, надеется заместитель главного редактора журнала "Мото", байкер с 30 летним стажем Дмитрий Юдин.

"Например, со своей вот точки зрения, мне бы это никак не помешало, если честно. С точки зрения этого решения как глобального, ну, я вижу, это нормально. Дело в том, что увеличенная ширина полос относительно, допустим, европейских приводит к тому, что у нас образуются естественным путем, особенно в пробках, дополнительные ряды. Вот это уже очень неудобно. Из-за этого мелкие аварии, притираются машины".

О необходимости сужения дорожных полос говорится уже не один год. Сторонником такого решения был, в частности, прежний министр транспорта Игорь Левитин, Он, кстати, вообще предлагал урезать ширину до трех метров тридцати сантиметров. Но также понятно, что такая перекройка возможна только во время капремонта или строительства. Просто так изменять дорожную разметку бессмысленно, ибо выгаданные сантиметры никуда с пользой не пристроишь. Всё равно мало для полноценной полосы. Поэтому, скорее всего, пилотные проекты будут опробованы на новых платных трассах, где движение не столь интенсивно.

 

Изображение предоставлено фотобанком PressFoto