Сергей Капков – тот же Иван Калита. Но только по части театральных холдингов

  • 26 Октября, 2014 г. 20:28

Иван Калита вошел в русскую историю как собиратель русских земель, а Сергей Капков может войти в историю как собиратель столичных театров в малопонятные холдинги. Еще один небольшой московский театр включен на этой неделе в союз теперь уже не четырех, а пяти театров. С комментарием - культурный обозреватель радио "Вести ФМ" Григорий Заславский.

Еще один небольшой московский театр - театр АРТО, который располагается на Сретенском бульваре, включен в создаваемый в Москве театральный холдинг. Зачем создаваемый? Непонятно. Что может быть хорошего, если у нескольких небольших театров появится один директор и все они станут, к примеру, частями одного большого юридического лица? Человеку театра понятно, что ничего хорошего из этого выйти не может. Почему все это происходит, можно сказать, тайно, то есть без обсуждения с экспертным сообществом, хотя - если приходится выйти на трибуну - руководитель Департамента культуры Москвы Сергей Капков любит между прочим заметить, что мнение и поддержка профессионального сообщества для него имеет значение? Ну, почему это делается без консультаций с профессионалами - понятно, - ни один профессионал, ни один серьезный театральный менеджер никогда не выскажется за такое вот странное, ничем не обоснованное соединение под одной крышей, то есть в данном случае - под одним директором - разных театральных организмов.

Одно дело, когда директор, руководя одним театром, принимает новую площадку, тогда естественно, что и ею тоже будет командовать он. Но когда театры разные: один - созданный специально, чтобы давать возможность выйти к публике молодым режиссерам, чтобы ставить пьесы живых авторов - это Центр драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина, другой - театр "Шалом". Еврейский театр, совершенно, прямо скажем, противоположного направления, ни на какие эксперименты вроде бы не претендующий. И к ним теперь присоединили АРТО, театр, который был создан, когда стало понятно, что в Москве появился новый режиссер, со своей компанией актеров, Николай Рощин, со своим особым направлением в театре, которому в другом месте, конечно, не будет уютно. А тут как раз была отремонтирована площадка в начале Сретенского бульвара, с небольшим залом. Рощину его и отдали. Так появился театр АРТО.

Любопытно, что это не первая попытка культурного руководства Москвы взять и несколько друг на друга не похожих театра связать воедино - одним росчерком пера и административной своей волей: несколько лет назад так попытались объединить все маленькие театры Центрального административного округа, но тогда нашлась одна героиня - художественный руководитель театра детской книги "Волшебная лампа", которая голос свой сумела так возвысить, что вся Москва услышала и поняла, что театр с европейской репутацией и детскую любительскую студию нельзя объединить в одно юридическое лицо, если, конечно, не ставить себе целью уничтожить всех одним ударом. И тогда это ошибочное решение удалось отменить, за что Капкова только сильнее зауважали. А сейчас что? Сейчас-то повторять прежние ошибки зачем?

Мне еще непонятно: вот только-только с размахом, напомнившим иным предвыборную кампанию по выборам американского президента, прошел в Манеже большой культурный форум. Зачем прошел? Непонятно. Кого и куда собираются теперь выбирать? Тоже неясно. Но вот почему-то о серьезных вопросах - вот о том, например, зачем разные театры сливать в одну кастрюльку, - об этой новации московского столичного руководство, новации между прочим с далеко идущими последствиями, на форуме не было сказано ни слова. А жаль.

Изображение предоставлено Вестями.ру