Кризис усадил россиян за настольные игры

  • 24 Апреля, 2015 г. 17:21
Кризис усадил россиян за настольные...

В России набирает популярность новый вид экономного отдыха - настольные игры. Издатели сообщают о бурном росте продаж - с начала года магазины заказали у них в 1,5 раза больше игровых картонных изделий, чем в предыдущий квартал. По словам экспертов, сесть за карты, фишки и столы россиян заставил кризис. Однако этот неприметный вид развлечения уже успел создать в стране целую отрасль производства. Экономический обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов - подробнее.

Для непосвященных настольные игры ассоциируются с советскими картами-бродилками. Однако за последние 20 лет в этой сфере произошла настоящая революция. На Западе тиражи отдельных настольных игр перевалили за сотню миллионов. Практически все бестселлеры сейчас переводятся на русский, более половины менее известных игр также доступны в локализации, и их аудитория стремительно растет. Как отмечают издатели, с января продажи пошли особенно активно. Вероятно, россияне в настольных играх нашли замену традиционному городскому отдыху, рассуждает гендиректор компании HobbyWorld Михаил Акулов:

"Спрос на настольные игры растет все время вне зависимости от кризисов. Но кризис ускоряет этот ход, потому что чек на игру достаточно доступный. Многие люди понимают, что вы можете купить настольную игру и все время возвращаться к ней, у вас сохранится интерес к ней, в то время как кино или ресторан - это одноразовое развлечение".

Конечно, собрать семью и друзей за колодой карт можно и бесплатно. Но классические игры не всем подойдут. Современные наборы более разнообразны и универсальны. Легко подобрать вариант для всей семьи, включая дошкольников, родителей и бабушек с дедушками, рассказывает коллекционер игр Слава Юмин:

"Вообще, они охватывают практически любой возраст. Современные игры доступны детям с 4 лет. Но если брать основной костяк, для кого это хобби, то начинается с 8 лет. Средняя возрастная категория, которая увлекается настольными играми, это ребята от 20 лет до 40".

Такой отдых действительно обойдется недорого. Колоду сверхпопулярной игры "Уно" можно найти в Интернете за несколько сотен рублей. Однако качественные сюжетные издания в среднем стоят не меньше, чем семейный билет в парк на аттракционы. Комментирует автор блога 2fishki.ru Александр Горшечников:

"От 450 до 500 рублей. В этом диапазоне цены на карточную игру с жетонами, может, еще будет немного фишек и небольшое игровое поле. Если большое игровое поле и более сложная игра, то, скорее всего, цена от 1500 до 2500 рублей. Если игра с миниатюрами, то в районе 5000".

В последние месяцы цены на игры заметно поднялись из-за роста курсов валют. Возможно, поэтому издатели заметили увеличение продаж, говорят эксперты. Перепробовать все интересные игры, ни с кем не обмениваясь, просто разорительно. Поэтому энтузиасты берут их напрокат в игротеках или ходят на игровые вечера в кафе и клубы. Сейчас такой вид отдыха уже не считается уделом одиночек, поиграть в "настолки" в заведения ходят целыми семьями и компаниями, замечает Александр Горшечников:

"Сейчас количество игроков увеличивается. Если прежде на игротеках были свободные места, то сейчас их практически и нет. Настольные игры обретают популярность как семейное времяпрепровождение, что хорошо. Они позволяют оторвать детей от компьютеров, усадить их за стол вместе с родителями, чтобы они их увидели не в отражении монитора. И чем дальше, тем больше наполненность залов, и это радует".

Впрочем, не все противопоставляют компьютерные игры и настольные. Это две параллельных области, примерно как книги и кино. Издатели игр спокойно подстраиваются под запросы аудитории, переводят игры из одной формы в другую, создают гибриды, полагает Слава Юмин:

"Многие из настольных игр сейчас используют компьютерные гаджеты, смартфоны, планшеты для эмуляции части игрового процесса. Часть игр успешно переносится на планшеты, но основная причина, почему люди выбирают именно настольные игры вместо компьютерных, - это тактильные ощущения. Их в компьютере просто не передать. Общение можно передать, но в ущербном виде, в мультиплеерных играх много "левых" людей. А здесь общение в кругу друзей плюс тактильные ощущения".

Выбор новичков падает в основном на раскрученные бренды, но они того стоят. Сегодня за игровым столом можно погрузиться в атмосферу Дикого Запада, далекого космоса, поубивать зомби или построить целую страну. Список игровых хитов постоянно пополняется, говорит Александр Горшечников:

"Это развлекательные игры, которые поднимают настроение, их правила изучаются буквально за 2-3 минуты. "Диксит", психологическая игра, "Дайс-Таун", "Билет на поезд". Если более сложные - "Каменный век", в которой нужно свое племя вести к победе. Есть красивые игры, например, "Такенока", где панда ходит по бамбуковой роще и ест ростки бамбука. Она визуально притягивает новичков".

В России сейчас издают не только адаптации зарубежных игр, но и активно разрабатывают собственные аналоги. Падение рубля ускорило этот процесс - отечественные издатели в этом году резко увеличили инвестиции в авторские проекты. В итоге несколько российских игр пробилось в число лидеров по тиражам и продажам, отмечает Слава Юмин:

"К сожалению, пока говорить о какой-то русской школе настольных игр рано. Есть своеобразные чешская, польская школы, известные во всем мире. Российские игры пока стараются либо копировать немецкую, американскую школы, либо исполняют заказ издателя по набору заготовок. Обычно это простые семейные игры".

Пока до мирового признания далеко, но некоторые российские игры уже присутствуют на зарубежных рынках. Есть в России и собственный хит, гордость игроделов - игра "Эволюция". Она придумана профессором биологии на основе теории Дарвина. Издание стало лауреатом двух отраслевых премий за рубежом, в Британии и Германии.

 

Изображение предоставлено © flickr.com/Louis Oliveira