Тема: Образование
Выпуски программ:
  

Нет более мощного средства нравственного воспитания, чем великая русская и мировая литература

  • 27 Мая, 2015 г. 14:46

Ввести в школьную программу новый обязательный предмет "Нравственные основы семейной жизни" предлагает комиссия Общественной палаты по развитию науки и образования. Там также выступают за раздельное обучение мальчиков и девочек, пропаганду девственности и регулярные проверки нравственного облика учителей на детекторе лжи. Сами учителя говорят, что подобные нововведения могут привести к уходу из школ лучших и независимых учителей. Эти инициативы для "Вестей ФМ" прокомментировал первый заместитель председателя думского комитета по образованию, член фракции КПРФ Олег Смолин.

"Вести ФМ": Олег Николаевич, вы поддерживаете предложение о введении нового предмета?

Смолин: Я считаю, что вообще-то в школе предмет "Нравственные основы семейной жизни" уже есть, как и нравственные основы человеческого поведения вообще. И этот предмет называется "Литература". И нет более мощного средства нравственного воспитания, чем великая русская и мировая литература. Беда в том, что в последние годы в результате, в частности, введения единого государственного экзамена, на котором детей преимущественно спрашивают: "Какой художественный приём применил Сергей Есенин в стихотворении "Отговорила роща золотая березовым весёлым языком, и журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком". Да какое мне дело, какой там художественный приём, вы научите детей чувствовать эти стихи! Точно так же, как когда вы будете изучать роман "Анна Каренина" - вот вам психология, этика семейной жизни. Поэтому с моей точки зрения нужно увеличивать литературу и нужно возвращать её подлинное содержание. Моя любимая учительница литературы Валерия Александровна Соколова много кратно повторяла: "Литература – это не учебный предмет, это воспитание души". А так мы можем ввести по любой проблеме массу новых предметов и, к сожалению, с тем же эффектом.

А эффект, который мы получили, я вам назову, только частями. По данным Российской академии образования, если, соответственно, в начале 90-х, в страшном начале 90-х ещё 58% всех подростков, соответственно, имели альтруистическую ориентацию, способны были думать о других, сейчас таких - 15%. Сейчас способность к сопереживанию у детей падает уже в начальной школе. Почему? Дети в этом виноваты? Нет. Это мы, взрослые, в этом виноваты. Мы неправильно ориентируем систему образования. Отдельный предмет в этом смысле нам ничего не спасёт.

"Вести ФМ": Давайте дальше по предложениям Общественной палаты. Пропаганда девственности.

Смолин: Ещё раз. Я не знаю, что такое отдельно пропаганда девственности. Я понимаю, что такое пропаганда нравственности. Да? Это я прекрасно понимаю. Опять же, этому учит вся великая русская и не только великая русская, но и мировая литература. Джульетта, которая вышла замуж в 14 лет, соответственно, потеряла девственность. Это плохо или хорошо? Друзья, понятно, что нужно в рамках нравственного воспитания говорить о том, что, вообще, сохранить себя для любимого - это прекрасно. Но заниматься отдельно взятой пропагандой девственности - я плохо понимаю, что это такое.

"Вести ФМ": Олег Николаевич, что-то вы против всего выступаете. Может быть, последнее предложение Общественной палаты вам понравится: вот что касается проверок нравственного облика учителей на детекторе лжи?

Смолин: Я извиняюсь, конечно, грех так говорить. Но я бы вообще посоветовал некоторых авторов инициатив проверять на каком-нибудь другом детекторе на, извините, уровень их интеллекта.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Изображение предоставлено "Вестями ФМ"