Опера "Манон": французские страсти на столичной сцене

  • 29 Января, 2016 г. 12:37
Опера "Манон": французские...

Премьера оперы Жюля Массне пройдет в музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко. Это совместная работа главного дирижера театра Феликса Коробова и латвийского режиссера и актера Андрейса Жагарса. Блеск казино и нищета пустырей, откровенная нежность и убийственная ложь - вот основные мотивы одной из самой популярных в мире опер. На спектакле побывала корреспондент "Вестей ФМ" Анна Владимирова.

Здесь пьют вино, говорят по-французски и не стесняются чувственных жестов. Здесь умирают от любви и любят до самой смерти. Здесь скромный и стойкий кавалер Де Грие, плененный юной Манон Леско, не дает ей пропасть в монастыре. В Париже, в своем уютном, маленьком доме, он окружает ее заботой и лаской. Но Манон мало их взаимного чувства. Она хочет блистать и властвовать над мужчинами. Этот классический сюжет - аббат Прево написал свой роман три столетия назад - сегодня разыгран в антураже 60-х годов ХХ века. И тому есть свои причины, говорит постановщик спектакля Андрейс Жагарс:

"Мне важно всегда не только удивить, но найти правильное время. Если я создаю концепцию произведения, уже известного для зрителя, то должен найти то время, которое больше всего отвечает взаимоотношениям. Чтобы зритель был не только наблюдателем какого-то исторического периода и событий в оперном сюжете, но мог найти контакт, поверить происходящему и получить катарсис".

Приталенные силуэты, яркие принты, блестки, перья, ананасы в шампанском, томные движения, откровенные взгляды - сценография "Манон" завораживает и не отвлекает от сути. Дирижер спектакля Феликс Коробов согласен, что 60-е - время эпатажа и новых свобод - добавляют постановке нужную энергию. Однако главное в постановке осталось нетронутым:

"Великолепный литературный первоисточник, шикарнейшая музыка Массне. Эта такая опера-опера. Ничего не изменено ни в сюжете, ни в музыкальном развитии персонажей, ни в каких-то смысловых вещах. Это по-прежнему опера Массне на сюжет аббата Прево. Ничего радикального, это опера о двух влюбленных".

Что может помешать двоим быть вместе? Порок одного и добродетель другого. Манон летит на блеск высшего света, совершая самый низкий поступок - предает того, кто любит. Но исполнительница партии Мария Макеева, скорее, сочувствует своей героине, чем осуждает ее:

"За ее такую маленькую жизнь она испытала очень многое. Мне ее очень жаль. Она искусилась, она польстилась на внимание, на количество мужчин, которые рядом с ней. Она очень боится вернуться обратно домой или уйти опять в монастырь. Она пытается выбраться из этой ситуации".

Пять актов оперы - и сто граней любви. Де Грие, раздавленный потерей, выбирает служение богу. В черной рясе, бледный и внешне спокойный, он - словно призрак себя счастливого. Но безразличие - маска. В приступе откровения Де Грие кричит о ненависти к Манон. Но стоит ей появиться рядом - не может сдержать обожания. Взаимная тяга героев показана в спектакле исключительно достоверно. И здесь, улыбается исполнитель партии Чингиз Аюшеев, как всегда - "ищите женщину":

"Это зависит еще от партнера - Маша Макеева очень страстный человек, она меня заражает. Это, конечно, очень зависит от Манон - и опера называется "Манон". Если Манон внутренне зажата, весь спектакль не получится, а если она раскрывается - все получится очень хорошо".

Финал истории - в противовес игривому и светлому началу - происходит во мраке пустыря. Обвиненная во всех грехах Манон с помощью Де Грие сбегает от тюремного конвоя. Нет блесток и перьев, нет мишуры и друзей. Бывшая звезда света угасает на руках у любимого. И признает, что теперь по-настоящему счастлива.

 

Изображение предоставлено © tvkultura.ru