Тема: Вишневская
  

Королева оперной сцены: Галине Вишневской сегодня исполнилось бы 90

  • 25 Октября, 2016 г. 12:11
Королева оперной сцены: Галине...

Великой Галине Вишневской сегодня исполнилось бы 90 лет. В детстве она пережила Блокаду, в юности работала помощником осветителя и служила в частях ПВО. Не имея консерваторского образования, стала примой Большого театра, где исполнила более 30 партий. Вишневская выступала на главных оперных сценах мира, играла Екатерину II в театре, снялась в телефильме на оперу Шостаковича и пленяла всех не только чистым сопрано, но и большим драматическим даром. О королеве оперной сцене - в материале корреспондента "Вестей FM" Анны Владимировой.

Детство Галя Иванова (будущая Вишневская) провела в Кронштадте вдвоем с бабушкой, на которую родители оставили дочь еще младенцем. От природы она имела чистый, поставленный голос и сакральное знание, что сможет правильно им распорядиться. Но шла война, и первым делом приходилось выживать. Галина трудилась помощником осветителя в доме культуры, бегала на занятия в музыкальную школу, а когда сняли Блокаду, поступила в хор Ленинградского театра оперетты. Гастрольные туры по колхозам, землянкам и промерзлым клубам она запомнила навсегда - на каких бы великих сценах потом ни стояла. Ведь каждый свой жизненный опыт Вишневская обращала в дар, убежден худрук театра "Геликон-опера" Дмитрий Бертман:

"Она построила себя полностью. Человек, который впитывал все вокруг и применял все для своего характера, для своей профессии. То есть это, конечно, уникальная концентрация на той профессии, которой она занималась. И она - создатель этого. Ведь она же не из царской семьи, у нее цыганские корни. Она вообще "Галька Иванова", как она сама пишет про себя в книжке! Вишневская-то она по фамилии первого мужа... Но мы всегда видим ее царственность, что она ходит и общается, как Екатерина II".

Мстислав Ростропович и Галина Вишневская

В Театре оперетты Вишневская проработала 4 года. Выступала на сцене и параллельно брала уроки вокала. Скромная преподавательница Вера Гарина превратила в бриллиант алмазную красоту голоса ученицы и предсказала ей: "Будешь петь сопрано. В опере. У тебя звезда на лбу". Случайно заметив объявление о наборе в коллектив стажеров Большого театра, Вишневская отправляется на прослушивание и единственная из претендентов проходит конкурс. Продолжает Дмитрий Бертман:

"Можно себе представить: эта девочка становится суперзвездой Большого театра. Человеком, который формирует политику главного театра страны, который вводит моду на все. Люди начинают одеваться, как она, разговаривать, как она. Пытаются копировать ее".

В Большом Вишневская пела Татьяну в "Евгении Онегине", Купаву в "Снегурочке", главные партии в "Пиковой даме", "Аиде", "Войне и мире", "Каменном госте" и "Тоске". Успех на Родине, восторги западной публики, сотрудничество с лучшими композиторами и дирижерами, счастливый брак с виртуозным виолончелистом Мстиславом Ростроповичем, рождение двух дочерей... Казалось бы, удачу не остановить. Но в середине 70-х знаменитая семья покидает СССР по политическим причинам и возвращается только в начале 90-х. К тому времени Галина Вишневская закончила оперную карьеру. Она сыграла на драматической сцене, написала книгу воспоминаний, преподавала. В 2002 году Вишневская открывает собственный Центр оперного пения - изысканное здание в уютном центре Москвы, с белыми колоннами, вместительным залом и светлыми классами. Талантливых учеников здесь готовят к выходу на самые престижные сцены мира, рассказывает педагог центра Елена Заремба:

"Меня, конечно, потрясло, когда я сюда пришла, вот эта вся задумка, потому что это удивительно. Аналога этому в мире нет. Все это она создала, она это придумала. Школа-оперный театр - таких в мире нет! Здесь есть возможность учиться, обучают всему наших ребят. Плюс они могут выступать на сцене".

В Центре Вишневской идут знаковые постановки. Одна из наиболее дорогих примадонне работ - опера "Борис Годунов" Мусоргского. Режиссер спектакля Иван Поповски вспоминает, что до последнего сомневался, стоит ли браться за дело - слишком серьезный материал для учебного театра:

"Несколько раз мы разговаривали - последний раз это было, когда Ольга Мстиславовна из больницы в Германии тихо сказала мне: "Даю трубку Галине Павловне, скажи, что будешь делать!". Я отвечаю: "Ольга, я не знаю, не могу!". Она: "Все, даю трубку!". Я говорю: "Галина Павловна, как вы? Возвращайтесь, будем делать "Бориса Годунова", я уже созрел, мы его сделаем, мы сможем!". Она очень взбодрилась, очень быстро после этого приехала".

Вишневская гордилась этой работой. По словам режиссера, Галина Павловна не спорила с ним, не вмешивалась в постановочный процесс. Она лишь давала советы по поводу вокала и была едина с маэстро в том, что Мусоргского, как и всякую великую оперу, надо не пропевать, а проживать, пропуская через сердце каждую ноту.

Изображение предоставлено Вестями.ру