Спецпроект: Круглая дата
Выпуски программ:

150 лет со дня рождения Василия Кандинского

  • 16 Декабря, 2016 г. 00:00

Кстати, русский художник всемирно признан как один из основоположников абстракционизма. Свой уникальный творческий метод Кандинский нашёл далеко не сразу. До 30 лет он не занимался искусством, а весьма успешно строил карьеру в области экономики и права. Пока однажды на выставке его не поразила работа Клода Моне "Стог сена". "Без каталога [было] не догадаться, что это - стог сена. Эта неясность была мне неприятна. С удивлением и смущением замечал я, однако, что картина эта волнует и покоряет", - вспоминал Кандинский. Другим потрясением стала для него опера Вагнера "Лоэнгрин". Звуки музыки превратились перед глазами будущего художника в краски: "бешеные, почти безумные линии рисовались передо мной", - признавался он. Со временем эти впечатления легли в основу художественного стиля Кандинского - беспредметной живописи, воздействующей на зрителя эмоционально, минуя сознание, с помощью цветовых пятен, искажённых форм и ломаных линий.

И ещё: одной из самых известных картин основоположника русского абстракционизма считается "Композиция VII". На первый взгляд, полотно представляет собой беспорядочное смешение разноцветных пятен и неправильных фигур. Однако за этим кажущимся хаосом стоят десятки эскизов и долгие часы кропотливой работы. По наброскам видно, как менялся замысел художника: вполне узнаваемые изображения библейских сцен - воскрешения из мёртвых, судного дня, всемирного потопа и райского сада - трансформировались в беспредметные, предельно абстрактные образы, сохранив лишь ощущение великого потрясения. Сам Кандинский комментировал свою работу так: "Идея души человека отображается в смысловом центре полотна, в круговороте. Он неминуемо затягивает в себя, как воронка, извергающая некие зачатки форм, растекающиеся бесчисленными метаморфозами по всему холсту. [...] Это - словно сама стихия жизни, возникающая из хаоса".

Изображение предоставлено Wikimedia Commons