Защита деловой репутации или цензура? За свои слова в Сети придётся отвечать рублём

  • 23 Декабря, 2016 г. 16:57

Верховный суд запретил оставлять необоснованные комментарии в Интернете. Авторов слишком резких высказываний теперь могут привлечь к ответственности за нанесение вреда деловой репутации. Одна из российских компаний выиграла дело против женщины, которая на страничке в соцсети раскритиковала ее работников за плохо организованный конкурс. Юристы говорят, что отныне необоснованные комментарии обойдутся дорого - их либо придется доказывать в суде, либо платить огромные штрафы. В деталях разбирался экономический обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов.

В Интернете имеет значение не только то, что вы написали, но и в какой форме это было сделано. Такой вывод следует из решения Верховного суда по делу о неподобающих комментариях в социальной сети. Компания из Уфы проводила бюджетный конкурс среди археологов на раскопки в городе. Одна женщина заподозрила организаторов в коррупции и написала об этом пост на страничке любителей археологии. Конкурс тогда отменили, а женщину вскоре вызвали в суд по делу об умалении деловой репутации. В России ранее компании редко судились с пользователями, которые писали о них какой-либо негатив в Интернете. Но если дело доходило до суда, то последствия бывают очень серьезными, говорит Виктория Павлова из юридической компании URVISTA:

"Суд примет решение в пользу компании и будет руководствоваться в этом случае статьей 128, пунктом 2 Уголовного кодекса. Там предусмотрены внушительные штрафы - до миллиона рублей. Или обязательные работы сроком до 240 часов".

Однако теперь компании всё чаще защищают деловую репутацию в Интернете. Например, один из отелей выиграл дело о клиентских отзывах. В них не было ничего оскорбительного, их авторов не вызывали в суд, но сайт, на котором были опубликованы комментарии, обязали их удалить. Если раньше компании просто игнорировали то, что о них пишут рядовые пользователи, то сейчас следят за этим очень пристально. В крупных компаниях есть целые отделы, которые подчищают негативные следы в Интернете. Они ищут авторов и хозяев сайтов, пытаются их подкупить, уговорить или угрожают. Есть целый арсенал технических приемов: сайты с плохими отзывами выдавливают из поисковой выдачи или перебивают негатив проплаченными хорошими комментариями. Но иногда скандалы все-таки всплывают наружу. Яркий пример: клиент каршеринговой компании поспорил с ней по поводу оплаты за разбитую машину. И этот спор он в итоге выиграл благодаря соцсетям, напоминает эксперт IAB Russia, преподаватель НИУ ВШЭ Елена Пикунова:

"То есть люди отрицательно стали относиться к этой компании, и сколько бы людей, которые бегали бы по Интернету и на каждый отрицательный комментарий оставляли 10 положительных, они ни наняли, репутация была подмочена, и ничего исправить так и не удалось".

Зачастую пользователи Интернета не понимают, какую власть над компанией они имеют. Как и степень своей ответственности. Например, во Франции мало кому известный блогер написал пост о ресторане, который ему не понравился. Свой отзыв он озаглавил "Место в Кап-Ферре, которое нужно обходить стороной". По стечению обстоятельств он попал в топ поисковой выдачи и стал одним из самых читаемых источников информации о ресторанах в этой самой Кап-Ферре. В заведении сильно упала посещаемость, поэтому хозяева решили подать судебный иск. И выиграли его - блогеру пришлось изменить заголовок и выплатить 2500 евро штрафа.

Практика зарубежных судов, как и российских, показывает, что они все чаще предпочитают принципу свободы слова понятие "денежный ущерб". То есть неважно, написана в отзыве правда или нет, но если комментарий принесет кому-то убытки, то за это придется отвечать. Впрочем, зачастую вопрос можно решить в досудебном порядке. К примеру, в Москве недавно клиент частной клиники грязно выругался в соцсети о работе врачей. После шумной перебранки в Интернете стороны публично извинились друг пред другом и разошлись. Своим опытом поделился председатель совета директоров сети клиник "Семейная" Константин Симкин:

"Я лично встретился с отцом семейства, мы с ним поговорили, обсудили. Он принес извинения за негативные действия. Посты были выложены в соцсетях, нас поддержало еще большее количество людей, чем до этого поддержало его, и в принципе ситуация закончилась достаточно благополучно, на позитивном фоне. И тот ущерб, который был нанесен компании в начале, был нивелирован, и мы из этой ситуации вышли со знаком плюс".

Порой бизнес, прикрываясь защитой деловой репутации, по факту занимается коммерческой цензурой. Иногда это доходит до полного абсурда. В США один из свадебных отелей штрафовал своих посетителей за негативные отзывы. У клиентов брали залог и предупреждали, что если гостям что-то не понравится и они об этом напишут, то отель удержит за каждый отзыв по 500 долларов и не вернет деньги, пока комментарий не будет удален или изменен на положительный.

 

 

Изображение предоставлено фотобанком PressFoto