Крепче за баранку держись, больной. Минздрав создаст единую базу тех, кому нельзя за руль

  • 11 Января, 2017 г. 17:34

За руль - только здоровым: Минздрав создаст единую базу граждан, которым нельзя управлять автомобилем. В ведомстве подготовили соответствующие поправки к закону "О безопасности дорожного движения". Если их  примут, то частные и государственные медучреждения в обязательном порядке начнут передавать Минздраву личную информацию о тех пациентах, которые не могут управлять автомобилем. С подробностями - корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.

Поправки к закону - технические: список заболеваний, при которых запрещено садиться за руль, и порядок медосмотра не изменятся. Но если вдруг на каком-либо этапе проверки у пациента выявят новую болезнь, то информацию о ней врачи обязаны передать в единую базу, формируемую Минздравом, и затем уже на водительской медкомиссии эти данные всплывут. То есть желанную справку водитель не получит, и права в ГИБДД ему не продлят. Сейчас же выявить опасное для окружающих заболевание крайне сложно, признает автомобильный обозреватель "Вестей ФМ" Игорь Моржаретто:

"Пока эта база данных - неполная, потому что, например, включены туда только те наркоманы и алкоголики, которые состоят на учете в госучреждениях, а, как правило, всё-таки эти люди лечатся в частных медучреждениях. То есть она неполная, и допуска у сотрудников ГИБДД к этой базе нет вообще. Поэтому человек приносит бумажку с пятью печатями, а пользы от неё - ноль".

Если доступ к этой базе данных получит еще и ГИБДД, то сами инспекторы смогут отсеивать больных граждан, даже если те каким-то хитрым способом медсправку все же смогли получить. Правда, как в таком случае быть с медицинской тайной? Если список болезней водителя войдет в некий электронный реестр, то его смогут увидеть многие. Случаев обнародования всевозможных баз данных не так уж и мало. И этот момент необходимо продумать, настаивает Игорь Моржаретто:

"База данных, с одной стороны, должна быть полная. С другой стороны, контроль за доступом к ней должен быть серьезный. То есть чтобы не просто так любой полицейский мог бы в нее влезть и посмотреть, а только те люди, которые принимают решения. Скажем так, ответственные люди. Список их должен быть определен. Ну и, соответственно, тогда можно считать, что коррупцию мы сведем к минимуму".

Но что делать, если человека занесли в такую базу по ошибке? Или если он был болен, но затем вылечился? Получается, что гражданин останется в этом черном списке навечно. Можно ли его покинуть? Можно: ищущий справедливости гражданин должен обращаться в Минздрав, поясняет врач-терапевт Игорь Юркин.

"Можно исправить любую врачебную ошибку. То есть должен быть такой алгоритм действий, который позволяет эту ошибку исключить. Тогда создается врачебная комиссия (как правило, из 3 человек), осматривает человека и даёт медицинское заключение".

Эксперты, впрочем, сомневаются, что водителю будет так просто вычеркнуть свое имя из черного списка. Даже наоборот - скорее всего, для этого ему придется пройти многие "круги ада": экспертизы, разнообразные клиники, суды и ГИБДД. Сейчас получить водительские права кандидат может в том случае, если не страдает шизофренией, эпилепсией и другими серьезными психическими заболеваниями. Причиной для отказа в получении прав также могут стать проблемы с наркотиками и алкоголем, плохое зрение и различного рода травмы. Список, казалось бы, большой. Но на вождение на самом деле может повлиять любой недуг: сердечный приступ - и мертвый водитель врезается в толпу людей - подобный случай недавно произошёл в Люберцах. При этом заболевания сердца право вождения, естественно, не ограничивают, напоминает доктор медицинских наук Никита Неверов:

"Очень многие заболевания имеют свойство внезапно обостряться, и человек просто теряет возможность управлять автомобилем в этот период. И заболевания сердечно-сосудистой и эндокринной систем - в том числе. И в этот список они не входят".

Возможно, водительским медкомиссиям стоит выносить свои вердикты, так сказать, "по совокупности" количества заболеваний кандидата в водители. Тем более благодаря единой медицинской базе данных все эти болезни будут перед глазами врачей, добавляет Никита Неверов:

"Я бы говорил о том, что необходимо превратить эти формальные комиссии в неформальные, да? И если у человека - далеко зашедшая сердечная недостаточность, которая действительно может ограничивать его возможность адекватно управлять транспортным средством, но этого заболевания в федеральном списке нет, то комиссия и должна решить, насколько этот человек безопасен на дороге".

Еще пример несовершенства нынешней системы - история скандально известной стритрейсерши Мары Багдасарян. По словам её адвокатов, девушка страдает сахарным диабетом, пороком сердца, бронхиальной астмой. После аварии она получила кровоизлияние в мозг, травму позвоночника, ушиб лёгких и закрытый перелом правой половины грудной клетки. Ну а в процессе последнего задержания полицией случился еще и судорожный припадок. И ни один из пунктов этого масштабного списка недомоганий не отстраняет её от руля. Но зато ограничивает в физической работе, благодаря чему уличная гонщица не метет улицы в соответствии с решением суда, а благополучно перебирает бумажки в теплом офисе.

 

 

 

 

Изображение предоставлено фотобанком PressFoto