Писатели бегут с книжного рынка

  • 18 Января, 2012 г. 10:19
sayt_podolan_-_knijnqy_biznes_-_18_01.mp3

Скачать аудиозаписи:

Общий тираж изданных в России книг, по данным книжной палаты, в прошлом году сократился больше чем на 6%. Эксперты говорят, что издательский бизнес близок к катастрофической ситуации. О проблемах книжного рынка, - корреспондент радио "Вести ФМ" Ольга Подолян.

Книжная палата сразу после новогодних праздников опубликовала статистику за прошлый год. Общий книжный тираж сократился. Цифра не катастрофическая - чуть больше 6%. Но эксперты уже бьют тревогу, серьезный кризис книжного рынка не за горами. Снижаются не только тиражи, но и объемы продаж. И схема, когда печатали всех, но понемногу, в надежде, что читатель найдется, - уже не работает.

Эксперты называют сразу несколько причин, - из-за которых на книжном рынке сложилась непростая ситуация.

Первая - читать стали меньше. Опубликованные в конце прошлого года результаты исследований "Левада-центра" показали, что доля тех, кто вообще не читает книги, за год увеличилась с 34 до 45%. Эксперты полагают, что виной тому Интернет, а точнее, социальные сети. Читают не книги, а сообщения в "Твиттере", "Фэйсбуке" и "Одноклассниках".

Чтение книг, наряду с походами в кино, театры, музеи - это активная культурная жизнь. А ей интересуется только небольшой процент населения, - рассказывает социолог культуры Борис Дубин.

"Население живет самыми близкими связями, для старших поколения - это родственники, для младших поколений - это коллеги и друзья по учебе, в остальном - телевизор. Для 10-15% - это выставки, премьеры фильмов, театральные премьеры, новинки в музеях", - говорит Дубин.

Еще одна пресловутая проблема - стремительно набирающая популярность электронная книга. Читатели меняют бумажную книгу на ридеры и планшетники. Они становятся более доступными по цене и позволяют быстро вернуть вложенные средства. Закачать в ридер можно тысячи книг, причем чаще всего совершенно бесплатно. Впрочем, списать все проблемы на новые устройства не удастся.

Социолог культуры Борис Дубин отмечает, что часть аудитории, которая перешла на электронный формат, не отказалась и от бумажной книги.

"Те, кто активнее читает электронную книгу, активнее читают и бумажную книги, активнее посещают и библиотеки, а библиотеки стали учреждениями чрезвычайно редко посещаемыми", - говорит Дубин.

Крупные издательства превратили книгу в товар, который оказался не самым востребованным у потребителя. Именно в этом кроется основная проблема книжного бизнеса, - уверен издатель и публицист и один из учредителей книжного магазина "Фаланстер" Борис Куприянов.

"На протяжении 15 лет книжный бизнес во главе с его мейджерами и мелкими издательствами демонстрировали, что книга является товаром, таким же, как колбаса. Но если книга - товар на рынке развлечений, то она неконкурентоспособна с другими гаджетами", - говорит Куприянов.

За эти же 15 лет появились писатели, которые литературу воспринимали исключительно как бизнес. Если книга продукт, то они производители этого продукта. А когда в издательском деле наметился кризис, некоторые из них уже спешат найти другую работу.

 

Изображение предоставлено Вестями.ру