программа: Авторазборки
16:41, 09 мая 2011

Фашисты обучались вождению по комиксам

В России сегодня празднуют День Победы. Самое время поговорить о военных машинах. Какие автомобили воевали вместе с российскими и немецкими солдатами? Чьи транспортные средства были лучше для использования на поле боя? Об этом Александр Злобин беседовал с автомобильным историком и журналистом Денисом Орловым и автомобильным историком и реставратором автомобилей Вячеславом Леном в студии радио "Вести ФМ".

Злобин: Добрый день, с вами Александр Злобин. И это большая автомобильная программа радио "Вести ФМ". И сегодня, в праздник Победы, мы поговорим об автомобилях во время Великой Отечественной войны, о наших и о немецких. И разобраться в этой бесконечно интересной теме мне помогут мои гости. Автомобильный историк и журналист Денис Орлов. Денис, приветствую вас в нашей студии.

Орлов: Здравствуйте.

Злобин: И автомобильный историк и реставратор автомобилей Вячеслав Лен. Вячеслав, здравствуйте.

Лен:  Здравствуйте.

Злобин: Перед началом Великой Отечественной войны, к 22 июня 1941о года, на западной границе СССР с обеих сторон мы примерно знаем, сколько было самолетов, сколько танков у сторон. А сколько было автомобилей грузовых, которые, в общем, очень важны для военных действий? Порядок, примерное соотношение.

Лен: 273 тысячи всего было автомобилей в Советском Союзе.

Злобин: В Советской армии.

Лен: В Советской армии, да. В народном хозяйстве было 800 тысяч автомобилей. В армии же было сосредоточено 272 тысячи, если быть точным. Значит, 257 тысяч автомобилей было грузовых, из них 14800 было автомобилей легковых. Основная их часть - это ГАЗ-М-1 - 10 тысяч штук. Остальное были разные автомобили. То есть из них на границе было...

Злобин: Не совсем на границе, в западных округах, скажем так.

Лен: Да, в западных округах - это Западный, Киевский, Ленинградский, Прибалтийский и Одесский. Было сосредоточено 55 процентов этих автомобилей, что составляло 150 тысяч автомобилей. Так вот, во внутренних округах было сосредоточено 60 тысяч автомобилей. На Забайкальском округе было 64 тысячи автомобилей.

Орлов: Вячеслав сейчас листает прелюбопытнейший документ, он раскопал его в Подольском архиве Министерства обороны. Это отчет главного бронетанкового управления Красной армии.

Злобин: Автобронетанкового.

Орлов: Автобронетанкового управления Красной армии. Отчет 1945 года, отчет по состоянию вообще автомобильных войск.

Злобин: Автомобильных дел в армии. И там все данные есть и вся история - что было в 1941 году, что было в 1942 году.

Лен: Все данные есть, полностью ленд-лиз, все тут прописано.

Злобин: Что у немцев к началу войны?

Орлов: У немцев в германской армии было порядка 800 тысяч автомобилей всех типов.

Злобин: Настолько больше?

Орлов: Прошу прощения, 600 тысяч. Я тут тоже сверяюсь с цифрами, порядка 600 тысяч автомобилей всех типов.

Злобин: Чтобы наши слушатели понимали масштаб этих цифр - 600 тысяч в немецкой гитлеровской армии перед нападением в СССР. Сейчас в Москве зарегистрировано около четырёх миллионов автомобилей, чтобы был понятен масштаб этих цифр. Так, и что у немцев за машины?

Орлов: По разным данным, сосредоточено на границе с Советским Союзом на 22 июня было где-то около 180 тысяч автомобилей разных типов. То есть, в общем, не так много.

Злобин: Мы во многих фильмах и документальных, и художественных видим, что лето 1941 года, эта страшная пора, и немецкие войска, немцы ездят на таких, очень каких-то причудливых странных грузовиках, у которых такой нос как бы скошен, какой-то очень необычной комплектации. Я так понимаю, что это какие-то французские модели, так?

Орлов: Нет, это не французская машина, это машина как раз немецкая, достаточно необычный по конструкции автомобиль. Это легкий грузовик, он использовался в качестве артиллерийского тягача. Машину выпускала фирма Krupp. У нее был оппозитный четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения.

Злобин: То есть Subaru не пионер?

Орлов: Subaru не пионер, и Volkswagen тоже не пионер, потому что это был достаточно старый грузовик, он, собственно, еще достался в наследство от Рейхсвера фактически. То есть где-то в 1934 году был развернут массовый выпуск этих машин.

Полностью слушайте в аудиоверсии