программа: Интервью
21:00, 26 июня 2011

Российский кинематограф не берётся за научную фантастику

В эти дни продолжает свою работу Московский международный кинофестиваль. В субботу в программе "Гала-премьеры" показали российскую ленту, обещающую стать событием года. Это фантастический фильм Александра Зельдовича "Мишень" по сценарию Владимира Сорокина. Максим Суханов сыграл в этой картине одну из главных ролей. Накануне премьеры артист стал гостем студии радио "Вести ФМ". Беседу вёл культурный обозреватель Антон Долин.

Долин: Здравствуйте. У микрофона - Антон Долин. И гость нашей студии сегодня - артист Максим Суханов. Максим, здравствуйте.

Суханов: Здравствуйте.

Долин: Повод для нашей встречи - это выход новой картины Александра Зельдовича "Мишень" по оригинальному сценарию Владимира Сорокина, написанному в соавторстве с режиссером. Максим Суханов сыграл там одну из главных ролей. И этот фильм много лет был в производстве, он действительно долгожданный во всех смыслах слова. Максим, для вас-то он долгожданный, или вы как-то побаиваетесь плода столь долгой и сложной работы?

Суханов: Нет, побаиваться, в общем, нечего, потому что все то, что происходило, для меня предполагало хороший результат. И, естественно, когда ты снимаешься, то ты ждешь окончания этих съемок и с радостью ждешь премьеры, поэтому, когда бы она ни состоялась, все равно (во всяком случае, для меня) это интересно.

Долин: Вы не безумно часто снимаетесь в кино. И, наверное, у вас есть какие-то свои критерии отбора ролей и персонажей, и проектов. Ясно, что "Мишень" -  проект не каждодневный, не тривиальный. Это и режиссер, который снимает по факту раз в десятилетие, и сценарий писателя, который, в общем-то, большой литератор, а не сценарист. И более того, это научно-фантастические истории из будущего - то, на что наше кино практически никогда не замахивается, и понятно почему - на это нет ни денег, ни фантазии, ни подготовленной аудитории. Что вас здесь, собственно говоря, соблазнило?

Суханов: Несмотря на то, что эта история - из будущего, главное, конечно, в этом сценарии - это все межличностные отношения между героями. И я думаю, что главное - все их психологические состояния на тот момент, состояния, я имею в виду, связанные, конечно, прежде всего, с разочарованиями на том участке жизни, который они проживают. И в данном случае, конечно, когда мы репетировали, когда мы говорили о том, как это должно быть, мы, прежде всего, разбирали все то, что касается героев, всех их коллизий и страхов, скажем так. Поэтому, конечно, все то, что там происходит, это происходит в будущем. Но от этого все то, что происходит между людьми, я не думаю, что очень уж меняется и отличается от того времени, в котором мы с вами сейчас живем.

Долин: Конечно, нет. И именно поэтому в фильме довольно легко увидеть не то что пародию, не то что шарж, а некую фантастическую проекцию этого общества модернизации и счастливого будущего, в котором (если верить нашим масс-медиа) мы как бы уже живем, хотя на самом деле мы только пытаемся к нему двигаться. И эта утопия наступила в кино, и вы представляете собой такой невиданный типаж (не вы, а ваш персонаж) - чиновник высокого полета, министр, который в то же время является тонко чувствующим, нежным человеком с какими-то своими, видными человеческому глазу уязвленностями, несовершенствами. Это же сейчас кажется практически оксюмороном, вот этот чувствительный чиновник, чувствительный министр.

Суханов: Я думаю, что все зависит от территории, на которой мы будем разбирать каждого чиновника.

Долин: Это правда.

Суханов: И в конце концов, думаю, что каждый чиновник, каким бы каменным он нам ни казался, в глубине душе, в своем пространстве одиночества переживает, вполне возможно, не лучшие часы и минуты или дни. Особенно если это связано с отношениями с близкими, без которых, конечно же, он не может жить. Мы не можем его представить одиночкой, живущим в какой-то комнатушке, скажем так. Всегда он повязан или обвязан связями, всегда это родные, наверное, любимые люди. Поэтому все то, что происходит с ним в публичном пространстве, так или иначе будет отражаться на его личную жизнь.

Полностью слушайте в аудиоверсии