программа: Интервью
10:09, 16 июля 2011

Электронные госуслуги вызвали отторжение

Россияне не поверили в госуслуги. Таковы данные фонда "Общественное мнение". Число пользователей электронных госуслуг за год не возросло. В этом году оно составило 11% населения, как и в прошлом. Число граждан, знакомых с фактом предоставления электронных госуслуг в России, с прошлого года также не увеличилось. При этом, как отмечают аналитики, осведомленность населения о возможности получать государственные услуги в Интернете достаточно высока. В чем причина отторжения электронных госуслуг? В этом пытался разобраться Руслан Быстров вместе с генеральным директором агентства "Стратег" Екатериной Аксеновой и интернет-экспертом Антоном Меркуровым в студии радио "Вести ФМ". 

Быстров: Всем здравствуйте. В студии "Вестей ФМ" Руслан Быстров. Сразу без долгих отлагательств скажу, что мы сегодня будем говорить о госуслугах. Это то, чем все мы время от времени обязаны пользоваться, то, чем нам приходится пользоваться в ходе нашей жизни. У нас в студии гости - это генеральный директор агентства "Стратег", автор блога о государственных сайтах Екатерина Аксенова. Екатерина, приветствую вас.

Аксенова: Добрый день.

Быстров: И интернет-эксперт Антон Меркуров. Антон, приветствуем вас.

Меркуров: Здравствуйте.

Быстров: Поводом для нашего сегодняшнего разговора послужил опрос фонда "Общественное мнение", мы так или иначе будем возвращаться к нему в течение нашего эфира. Опрос, в общем-то, нас поверг, может быть, в шок, может быть, в глубокие раздумья. Давайте по порядку. Число пользователей электронных госуслуг за год не возросло ни на йоту. В 2011 году оно составило 11 процентов населения, как и в 2010 году. Число граждан, знакомых с фактом предоставления электронных госуслуг в России, с прошлого года так же не увеличилось, то есть ничего не изменилось. Сколько мы говорим об этих госуслугах, сколько мы продвигаем, сколько наш президент пользуется прилюдно iPad, Twitter, но простые россияне не хотят почему-то идти в эту сферу. Хотя, казалось бы, удобно: не нужно идти ни в какую организацию, не нужно стоять в очереди, просто открыл сайт, открыл Интернет, заказал все, что тебе нужно. Почему так происходит? Екатерина, как вы думаете?

Аксенова: Есть несколько причин. Во-первых, то, что не увеличилось количество граждан, проинформированных об электронных услугах, о возможности получить электронные госуслуги, в общем-то, это ничего не значащий показатель. Поскольку весь позапрошлый год, если мы вспомним историю, шла такая мощная информационная кампания, шло такое продвижение этой идеи, что, в общем-то, все, у кого к голове приделаны уши, о них уже услышали.

Быстров: Услышали и забыли, вот что странно.

Аксенова: Ну как забыли? Они не забыли. Увеличить это число невозможно, потому что более расширенную информационную кампанию вести затруднительно. И я не вижу в этой динамике ничего такого трагического. Вторым важным фактором, на который я хотела бы обратить внимание, является некоторая динамика работы нашего базового портала электронных госуслуг (gosuslugi.ru) и то, что там сейчас происходит, а именно то, что меняется механизм идентификации пользователя на портале, меняется очень сильно сам портал, и это тоже вносит некоторую промежуточную сумятицу в наши ряды. Поэтому я не думаю, что стоит вообще об этой теме говорить с такими трагическими интонациями: никто не пользуется, никто не знает, никто не хочет...

Быстров: Антон, вы как считаете, все-таки 11 процентов населения всей огромной нашей страны... Только не говорите мне, что Интернета нигде нет, явно он распространен больше, чем на эти 11 процентов.  Почему, в чем причина?

Меркуров: Интернет есть. И несмотря на то, что президент этой страны пользуется  iPad и Twitter, все-таки iPad и Twitter сильно проще, чем сайт госуслуг.

Быстров: Ага, мы пришли к первой проблеме, что совершенно неудобно все это сделано.

Меркуров: Сначала надо зарегистрироваться и несколько недель, а то и месяцы ждать по почте пароль.

Быстров: То есть ничего не изменилось в этом плане, да?

Меркуров: Меняется. Я общался с замминистра связи на одной из конференций, он  сказал, что все будет лучше. Действительно, может быть, оно становится лучше. Но есть еще один момент. Опыт тех, кто это прошел, показывает, что изготовление, к примеру, загранпаспорта занимает больше или столько же времени, как и в традиционной форме. Дальше все эти документы идут, чуть ли не опять печатаются, опять их надо относить в окошко. Собственно, чем все плохи госуслуги традиционные? Что, как это ни цинично звучит, там сидят старые совковые бабки, которые 25 раз обматерят, 25 раз пошлют не в то окошко, все это долго, нельзя сделать какие-то простые вещи, к примеру, заплатить там, скажем, 500 долларов и получить за два дня загранпаспорт, нельзя это сделать красиво и официально. Это всех раздражало, и, казалось бы, через Интернет должно быть проще. На практике не проще, и поэтому, видимо, есть некое отторжение.

Быстров: Иными словами, нет никаких электронных госуслуг у нас, потому что так или иначе все равно тебе приходится идти в определенные организации, приходится сталкиваться с очередями и так далее, и так далее. Несмотря на то, что какую-то часть, может быть, можно выполнить через Интернет, но в итоге все равно приткнешься в это самое одно окно.

Полностью слушайте в аудиоверсии

Слушайте интер­вью на дру­гие акту­аль­ные темы