Гость: советник по макроэкономике гендиректора компании "Открытие Брокер" Сергей Хестанов.

Ведущий "Вестей ФМ" - Павел Анисимов.

Анисимов: ОПЕК фактически перестает действовать как картель, как организация, которая долгие десятилетия наводила, скажем так, порядок на нефтяном рынке, регулируя цены в основном вверх, потому что для нефтедобытчиков эти параметры - они определяющие. И вот лишись инвесторы информационного повода. Я так понял, что теперь каждая страна, которая входит в ОПЕК, она продолжит борьбу за долю на рынке самостоятельно.

Хестанов: В какой-то мере да, но для того, чтобы разобраться в вопросе, давайте сделаем небольшой исторический экскурс, а именно - вспомним об образовании ОПЕК, о золотых годах этой организации и последующем ее упадке. Вообще, золотые годы организации ОПЕК как организации стран-экспортеров нефти пришлись на годы после арабо-израильской войны 1973 года, когда одним из ответов арабского мира было введение эмбарго на поставки нефти в отношении тех стран, которые поддержали Израиль в конфликте. Как в свое время сказал министр нефти Саудовской Аравии шейх Ямани (легендарная личность, этот человек 26 лет стоял у руля нефтяной индустрии Саудовской Аравии и сыграл большую роль в становлении ОПЕК), что, соответственно, король Абдалла обнажил свой нефтяной меч, введя эмбарго, чем вызвал и дефицит нефти. То есть сейчас уже мало кто помнит, но в свое время было лимитирование покупки бензина в развитых странах, очереди на бензоколонках...

Анисимов: В США.

Хестанов: В США, в западной Европе. И, более того, владельцы машин получали карточки, по которым можно было купить бензин.

Анисимов: Более того, началась эпоха японских малолитражек, которые кушали мало бензина, и закат эпохи больших американских автомобилей, о которых говорили, что если у машины двигатель меньше 5 литров, это вообще машиной не считается.

Хестанов: Сейчас мало кто помнит, но в Америке большой блок двигателей - это 7,4 литра, а маленький блок - это 5,7 литра. Сравните с современным литражом. Соответственно, действительно японский автопром воспользовался этим. Но следствием вот этого нефтяного эмбарго был рост цен, причем за короткое время, около года - в 4 раза. Соответственно, на нефтеэкспортеров пролился золотой дождь. И как раз эпоха высоких цен на нефть после нефтяного эмбарго 1973 года - это были золотые годы ОПЕК. 

Полностью слушайте в аудиоверсии.