программа: Интервью
тема: Кинотавр
07:35, 05 июня 2016

Как так получилось, что этот "Кинотавр" - самый молодой за всю историю

Почему программа "Кинотавра" непохожа на все предыдущие?

Долин: Здравствуйте, у микрофона Антон Долин. Безусловно, главное культурное или во всяком случае кинематографическое событие, которое сейчас у всех на слуху, даже у тех, кто не в Сочи, и у тех, кто, может быть, никогда там не был, это "Кинотавр" - открытый фестиваль российского кино, которого не миновал ни один из важных режиссеров или актеров. То есть некоторым удавалось миновать призы "Кинотавра", такое бывало, но все по-настоящему существенные фильмы за последние десятилетия уже там были И в гостях у нас сегодня - программный директор "Кинотавтра" на протяжении последних 12-ти лет Ситора Алиева. Ситора, привет.

Алиева: Добрый день. Спасибо за проявленный к нам в очередной раз интерес, Антон.

Долин: Да. Мой интерес не ослабевает, профессия обязывает. В этом году очень странно выглядит программа. Вот мы разговариваем до начала фестиваля и посмотрим, как она будет выглядеть, когда фестиваль закончится, кто получит призы. Но она выглядит странно, во-первых, потому, что есть, например, в Омске сейчас проходящий фестиваль дебютного кино, все фестивали гоняются за дебютами, и кажется, что такой авторитетный смотр, как "Кинотавр", где тоже есть приз за дебют, все-таки не должен прежде всего смотреть в сторону молодых режиссеров. То есть не то что не должен, но всегда хочется (как вот Канны в этом году, ни одного дебюта в конкурсе) брать каких-то вот мэтров, пусть они показывают, почему они мэтры. А в этот раз большая часть программы - это дебютанты. Ну, может, с этого и начнем - почему так получилось, и с чем это связано?

Алиева: В первую очередь, вы абсолютно точно отметили, это самый молодой "Кинотавр" за всю историю его существования.

Долин: Невероятно.

Алиева: Это факт, это реальность, которую мы уже не победим. Есть причина.

Долин: Ну это прекрасная реальность, ее не надо побеждать.

Алиева: Невозможно совершенно. Потому что есть люди, которые считают, что мы игнорируем какую-то поколенческую часть кинематографа, сознательно не берем. Все это глупости, мы эти фильмы не видим, мы имеем то, что мы имеем. В общей сложности 75 картин на отборе - это много, если учесть, что все-таки кризис. И, конечно, нельзя не отметить то, что мы впервые включили документальное кино, это тоже важно для нас, сразу два фильма.

Долин: Впервые два фильма, потому что один фильм участвовал уже не раз.

Алиева: Впервые два фильма, один всегда был, и не раз, да. И поэтому это важно, что эти картины включены, важно, что они между собой корреспондируют, потому что это тема современной жизни, реальных людей, реальных драм и реальных конфликтов. И они корреспондируются тем, что это две семьи: одна русская интеллигентная семья, живущая в лесу, а другая - таджикская семья, тоже интеллигентная, но они гастарбайтеры, и они тоже живут в русском лесу. И они замечательно друг друга как-то так дополняют.

Долин: А что это за фильм? Вы не назвали название.

Алиева: Это я обязательно назову. Первая - это "Год литературы" Ольги Столповской. И не секрет, эта картина была показана в Москве в рамках "Артдокфеста". Но мы взяли картину именно потому, что "Артдокфест" - это международный кинофестиваль, и нам дает право как-то быть свободными от решения жюри. И вторая картина - это "Чужая работа", картина молодого документалиста Дениса Шабаева. И это вот два фильма для отборочной комиссии показались вот такими самыми близкими к сегодняшнему дню и к сегодняшней жизни, поэтому они в нашей программе. И дело же даже не в том, что мы акцентируем или выделяем такое ментальное кино. Знаете, очень многие критики говорят: "Вы включили специально документальное кино, потому что оно по определению лучше". Дело даже не в этом. Дело в том, что все-таки мы занимаемся современным, актуальным кинопроцессом, и наша задача - не обходить, а наоборот включать в оборот все то, что сегодня так или иначе отражает нашу жизнь,  расшифровывает ее и рассказывает нам о нас же.

 

Полностью слушайте в аудиоверсии.