11:31, 03 октября 2011

Граждане перестанут быть "курьерами" госведомств

Граждане и бизнес избавились от необходимости сбора множества справок, которые нужны им для получения документов в федеральных органах власти. Если такие данные уже есть в распоряжении чиновников, они сами должны обменяться информацией с коллегами из других ведомств. Причем - в электронном виде. В России стартовал первый этап одного из самых масштабных проектов последнего времени - межведомственного электронного документооборота. Подробности - у корреспондента "Вестей ФМ" Сергея Ткачука.

Ежегодно у нас насчитывается 81 миллион обращений граждан за госуслугами. Если учесть, что для получения каждой услуги надо еще собрать не менее 6 справок, то получится, что в среднем российские граждане в год обращаются в различные ведомства 560 миллионов раз. Теперь все будет происходить в электронном виде. Сбоев быть не должно, заверил министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щёголев.

"Ведомства, которые у нас участвуют в обмене данными, подключены к этой системе. У нас за год 560 миллионов обращений в разные органы власти. Сейчас система выдерживает 2 миллиона суточных обращений. Если вы умножите на количество дней в году, вы поймете, что оно уже превосходит годовые потребности в нынешних масштабах", - рассказал Щёголев.

Если же в работе информационных систем все же произойдет сбой, ведомство само должно будет обеспечить обмен информацией любым возможным способом, в том числе с помощью курьеров. Всего в межведомственном взаимодействии участвует 61 орган власти, однако нагрузка на них неравномерна. На федеральном уровне основными участниками такого взаимодействия являются 5 ведомств. Речь идет о Федеральной налоговой службе, Федеральном казначействе, Росреестре, Федеральной миграционной службе и Пенсионном фонде. Именно они обеспечивают основной поток информационного обмена при оказании услуг. Из 337 услуг, требующих обмена информацией между ведомствами, 304 услуги требуют той или иной информации от пяти указанных госучреждений.

По новому порядку, заявитель обращается в нужное ему "окно", а там чиновники уже сами запрашивают интересующие их сведения у своих коллег, объяснил вице-премьер Вячеслав Володин. По его словам, новая система поможет избавиться от очередей и не тратить нервы.

"Им не придется выполнять фактически функции курьеров между разными государственными ведомствами, самим собирать большое количество документов, тратить время и нервы на стояние в очередях. Теперь будет по-другому. Если человек обращается за услугой, государство обязано ему ее предоставить. Как и какие документы в данном конкретном случае необходимо собрать - это уже головная боль государства, федеральных органов исполнительной власти, которые отвечают за межведомственное взаимодействие", - замечает Володин.

Как это работает в реальной жизни, объясняет генеральный директор агентства "Стратег" - разработчика официальных сайтов государственных органов - Екатерина Аксенова.

"Очень жизненный пример, с которым сталкивались многие люди. Предположим, у вас была когда-то машина, вы ее продали, а потом в своем почтовом ящике обнаружили квиток на оплату транспортного налога. Что вы делаете в этом случае? Вы идете в налоговую, говорите: у меня уже нет такого автомобиля, поэтому я не буду платить этот транспортный налог. А налоговая в настоящей ситуации вам говорит: пойдите в ГИБДД, возьмите справочку о том, что ваш автомобиль снят с учета. Потом придите к нам с этой справочкой и мы снимем с вас сдачу этого транспортного налога на уже не имеющийся у вас автомобиль", - рассказывает Аксенова.

А если вы этого не сделаете, то будут начислены пени. Затем информация уйдет к судебным приставам, которые наложат запрет на выезд, и отпуск у вас будет испорчен. Теперь такого быть не должно, продолжает Аксенова.

"Есть надежда, что они там сами всем обменяются по принципу одной инстанции, и с такой ситуацией вы больше не столкнетесь. А если в результате какой-то ошибки вам все-таки придет квиток на оплату транспортного налога на уже проданный автомобиль, то вам достаточно будет заявить об этом в налоговую. А с ГИБДД они уже сами будут связываться и получать подтверждение, что такой автомобиль с учета снят и вы им больше не владеете", - говорит Аксенова.

Принцип "одного окна" обмена сведениями между собой ведомствами на федеральном уровне уже заработал. Региональные и муниципальные органы, на которые приходится 90% госуслуг для физических лиц, перейдут на эту схему с 1 июля будущего года.