19:01, 19 ноября 2015

Европа тянет трубы к “Турецкому потоку”

Брюссель опубликовал список приоритетных газовых проектов на ближайшие годы. Официально сообщается, что новые трубы будут заполнены в основном газом нероссийского происхождения. Однако, по мнению экспертов, все 3 проекта рассчитаны на успех "Турецкого потока" и без участия "Газпрома" не имеют смысла. Экономический обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов продолжает тему.

С невиданной для еврочиновников скоростью - прошло всего 4 месяца от идеи до одобрения - Брюссель признал приоритетными инфраструктурными проектами 3 газопровода на Балканском полуострове. Все они протянутся из регионов, граничащих с Турцией, в Центральную Европу. Например, проект Tesla свяжет Грецию и Австрию транзитом через страны бывшей Югославии и Венгрию. А труба под названием Eastring ляжет от Болгарии до Словакии. Еще одна - пока без официального наименования - также начнется в Болгарии и дойдет до австрийской границы. Пропускная мощность этих трубопроводов - под 30 миллиардов кубов - не оставляет сомнений, что ни будут заполняться преимущественно российским газом. Ни в самой Европе, ни на Ближнем Востоке таких объемов не достать. Очевидно, что Брюссель смирился с прокладкой "Турецкого потока" и тянет к нему трубы как раз к тому сроку, когда, по плану Москвы и Анкары, Турция заменит собой Украину, рассуждает член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев:

"Последние события доказывают: европейцы всерьез восприняли заявления Москвы, что по истечении транзитного договора с Украиной (а это 2019 год) российский газ уже не будет поступать в тех объемах через Украину, в каких он поступает сейчас. А у нас некоторые контракты со странами Европы заключены до 2035 года. Поэтому Европа озаботилась всерьез тем, чтобы российский газ доходил до европейского рынка".

Однако скептики обращают внимание на то, что новые трубы не будут иметь статус трансъевропейских. Фактически речь идет о том, что Евросоюз взялся развивать локальную газотранспортную систему на Балканах с тем, чтобы воспользоваться российско-турецким потоком, если такая необходимость у него появится. У Брюсселя еще есть время подготовиться, чтобы в будущем наполнить трубы иранским или азербайджанским газом, договориться с Катаром или поднять месторождения на болгарском шельфе Черного моря. "Газпром" в рамках "Турецкого потока" не сможет, как это было раньше при украинском транзите, договариваться с каждой европейской страной по отдельности. Газ придется сдавать по единой цене на турецкой границе, а европейцы будут его распределять между собой по своему усмотрению, объясняет замгендиректора по инвестициям компании "УНИВЕР Капитал" Дмитрий Александров:

"Это внутриевропейское дело - создание внутриевропейской инфраструктуры, которая может быть использована так, как будет фактически решено еврокомиссариатом по энергетике, потому что это наднациональные проекты. Именно в этом и состоит основной риск для "Газпрома". Европа строит это не для того, чтобы покупать российский газ, а для того, чтобы покупать именно тот газ, который ей нужен".

"Газпрому" придется конкурировать с другими поставщиками газа в Европу на равных, каждый год доказывая, что его цены и условия поставок - лучшие на рынке. При этом у компании не будет приоритетного права на использование балканских труб, поскольку правила Третьего энергопакета ограничивают монополистов. Впрочем, конкурировать за доступ к европейскому рынку "Газпрому" будет не так уж сложно. В России низкая себестоимость добычи плюс экономия на больших объемах, поэтому предложения других стран в процессе проведения тендеров будут отпадать сами собой. А если речь пойдет о срочных поставках, например, в зимнее время, то тут придется брать российский газ без вариантов, добавляет Эльдар Касаев:

"В Третьем энергопакете есть пункт, что если есть спрос на мощности, то операторы газотранспортных систем должны предоставить доступ к ним. Причем как к действующим трубам, так и, возможно, к тем, которые будут построены. Все это в рамках европейского законодательства, поэтому не нужно искать никаких подводных камней. "Газпром" вполне может рассчитывать на эти проекты".

Единственная реальная угроза в европейских проектах в том, что Турция получит дополнительный козырь в торге с Россией. После строительства балканских труб Турция де-факто станет крупнейшим в мире транзитером газа. И при этом, в отличие от Украины, у нее будет на выбор несколько поставщиков топлива: государства СНГ, Иран, арабские страны. Поэтому Анкара сможет очень жестко торговаться с Москвой по многим условиям. И в первую очередь - по цене на газ.