Запчасти вместо денег: как будет работать ремонт в автогражданке? Обо всех за и против натурального возмещения по ОСАГО рассказал заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин

Ведущий "Вестей ФМ" - Павел Анисимов.

АНИСИМОВ: Ко второму чтению страховщики предприняли очередную попытку внести свои изменения, потому что для них новые запчасти, как они говорят - "крах рынка ОСАГО". И Всероссийский союз страховщиков якобы обратился в Госдуму с просьбой все-таки разрешить ставить бэушные запчасти. Когда сейчас человек получает деньгами за ущерб, он все равно идет на авторазборку, покупает бэушное крыло, бэшную фару и, получается, даже что-то выгадывает, как правило. С учетом наших понижающих коэффициентов на износ, получается то же на то же. Не получится ли так, что все-таки продавят страховщики идею о бэушных запчастях, придумают какие-нибудь специальные формулы для определения, хорошие это запчасти либо не хорошие? На мой взгляд, это однозначно опасно, потому что неизвестно, что это за запчасть. А второе – у нас будет всплеск автоугонов: просто сервисы будут в еще большем количестве "заказывать" машины для вот этих бэушных запчастей.

ЧИСТЮХИН: Я должен сказать следующее: конечно, такая озабоченность со стороны страхового сообщества поступала. И действительно страховщики говорят о том, что если это - только новая запчасть, это делает более дорогим для них возмещение. Но не надо забывать и другую сторону этой медали: такого рода способ возмещения ущерба, как натуральное возмещение, как ремонт, он помогает тем же страховщикам справиться с мошенниками. И также, по оценке страхового сообщества, сегодня урон от мошенников составляет пару десятков миллиардов рублей в год. Это - тоже очень большие цифры! Поэтому я бы на данном этапе ситуацию не драматизировал. Все эти вопросы требуют счета, то есть нужно провести актуальные расчеты, фактически посмотреть, насколько новые правила играют в плюс либо в какой-то минус.

С нашей точки зрения, новые правила играют в плюс. При этом законопроект – достаточно тяжелый. Он изменяет текущую парадигму осуществления возмещений. Раньше были деньги, сегодня приоритет – ремонты.

АНИСИМОВ: И сейчас тоже – или ремонт, или деньги.

ЧИСТЮХИН: Можно! Но сегодня потребитель определяет – хочу деньги или хочу ремонт. А тут, в принципе, страховая компания имеет право сказать: я готова обеспечить тебе сервис, поэтому это будет только ремонт.

Мне кажется, нам надо начать с достаточно консервативных норм, посмотреть, как это работает на практике. Если станет понятно через определенное время - а это, наверное, не менее года, что страховые компании этот тест на качество прошли, то, вполне возможно, мы сможем говорить и о запчастях с износом. Но сегодня я бы этого не делал.

Прошу обратить внимание, это самое важное! Законопроект или закон в любом случае является шагом вперед. Еще раз: сегодня – деньги, и это во многих случаях в так называемых токсичных регионах "раздевает" страховщиков. Мы предлагаем ремонт. Если страховая компания не может обеспечить ремонт либо не хочет его осуществлять, в том числе из-за дороговизны, она имеет право платить деньгами.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

r