Проблемы "ВИМ-Авиа": как работает авиалогистика и что делать пассажирам? Гость - доктор юридических наук, президент Национальной ассоциации воздушного права Сергей Юрьев.

АВЕРИН: Что в этой ситуации реально может сделать человек, кроме как назанимать денег, где только возможно, купить билет и смириться?

ЮРЬЕВ: Прежде всего, вы сделали два разных вывода сейчас: купить билет на заемные деньги или на свои – это тоже выход для того, чтобы улететь. Если же смириться – тогда надо просто сидеть и ждать, когда кто-то вывезет пассажира из того аэропорта, где он застрял.

АВЕРИН: Купить билет – это уже не смириться?

ЮРЬЕВ: Это уже не смириться. И, кстати, такие случаи – не редкость в жизни, мы знаем об этом. И, как правило, туристы опытные какую-то заначку имеют в кошелечке, чтобы, не дай бог, что случись, как-то отреагировать на чрезвычайную ситуацию. Но понятно, что, к сожалению, не все имеют такую заначку. Поэтому в данном случае, если мы говорим о фактических действиях, то либо вы покупаете билет по возможности, улетаете и потом пытаетесь взыскать через суд свои средства с авиакомпании, либо вы, не имея возможности купить билет, ждете, когда вас другие авиакомпании вывезут. И об этом решение было принято Росавиацией, как уже неоднократно говорилось. Причем подчеркну, что это решение было принято не административное, а, скорее, добровольное со стороны авиакомпаний, потому что они должны будут за свой счет перевозить пассажиров, рассчитывая когда-то получить возмещение расходов.

АВЕРИН: От кого, тоже большой вопрос!

ЮРЬЕВ: От государства! Как было сказано, в районе 250 миллионов рублей будет выделено из специального фонда. И есть соответствующее распоряжение правительства на этот счет. Но, опять же, подчеркну, что это добрая воля компаний сегодня. Это все равно, что дать в долг государству некие средства.

С одной стороны, это показывает, конечно, эффективность взаимодействия Росавиации и авиакомпаний, потому что если бы не было эффективного взаимодействия, эти компании не отозвались бы на просьбу Росавиации. С другой стороны, это, конечно, показывает некие системные проблемы, существующие в данной сфере.

АВЕРИН: По ходу сразу уточню: авиакомпании по доброй воле перевезут пассажиров. Они готовы предоставить свободные места в уже запланированных рейсах или они согласны посылать отдельный борт для того, чтобы вывозить людей оттуда?

ЮРЬЕВ: Я не знаю технологию вывоза. Согласно официальному сообщению, которое на сайте Росавиации размещено, эти авиакомпании согласились удовлетворить просьбу государства в лице Росавиации. А как это будет – будут ли это свободные места, либо будут задействованы борты резервные – пока мне это не известно. Но я думаю, что это будет организовано. Тем более что уже оперативный штаб на эту тему работает.

Полностью слушайте в аудиоверсии.