Цены на бензин.

Последние новости экономики обсудим с доцентом кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Сергеем Хестановым.

Ведущий – Павел Анисимов.

ХЕСТАНОВ: Важно отметить, что действительно для людей, которые имеют автомобили, рост цен на топливо – болезненный, все обращают внимание, тем более, он очень наглядный, прям сразу видно. С точки зрения макроэкономики, пожалуй, стоит согласиться с мнением главы Центрального банка, что это озабоченность некоторую вызывает; но 0,2 или даже 0,4 процента – это все-таки не слишком большой прирост инфляции. Поэтому с точки зрения экономики страны в целом это какой-то грозной проблемой не является.

Кроме того, для тех людей, для которых расход на топливо – существенный, может быть, это лишний повод посмотреть в сторону газомоторного топлива. У нас в стране несколько раз реализовывались программы по переводу автомобилей на газовое топливо, но вот, соответственно, лишний стимул, потому что чем дороже бензин, тем быстрей окупается стоимость установки аппаратуры. Потому что в среднем много-много даже не лет, а десятилетий стоимость газомоторного топлива грубо соответствует половине цены на бензин, поэтому кто много ездит и, соответственно, для кого расходы на топливо чувствительны, наверно, лучше посмотреть в сторону газового топлива. Тем более, что я сам довольно много раньше ездил на газе, в нашем еще далеком 85-м году. И, как ни странно, газовое топливо способствует тому, что двигатель автомобиля при грамотном обслуживании ходит заметно дольше, чем на бензине. Так что для кого-то, может, это послужит стимулом.

АНИСИМОВ: Наши слушатели говорят, что на какой рубль – я говорил, что за прошедшую неделю только на рубль. А статистика с начала года гораздо более печальная – где-то в среднем на 10 процентов;, и в апреле, и в мае цены на топливо такими опережающими темпами …

ХЕСТАНОВ: Причем одна из этих причин, к сожалению, носит стратегический характер. У нас заметно подорожала нефть, а рубль пропорционально подорожанию нефти не укрепился, и это делает для всех производителей довольно выгодным экспорт бензина. Вот у нас основной, конечно, предмет экспорта – это, конечно, нефть, но часть компаний свою нефть перерабатывают, соответственно, в моторное топливо, авиакеросин, дизельное топливо, бензин и, соответственно, их экспортируют. И вот с учетом стоимости переработки такая ситуация, когда нефть – достаточно дорогая, а рубль – достаточно дешевый, начинает быть очень выгодным экспорт моторного топлива. И, с одной стороны, то, что наши компании не сырую нефть, а моторное топливо продают – это хорошо. А поскольку на моторном топливе прибавочная стоимость, которую зарабатывают компании, с которой они платят налоги у нас в стране, она растет, то есть вроде бы продукт более высокой степени передела – это хорошо.

Полностью слушайте в аудиоверсии.