О том, почему стало возможным похищение картины Архипа Куинджи из Третьяковской галереи, поговорили со специалистом по современному искусству Школы экспертов и коллекционеров на Винзаводе, специалистом по рынкам искусства Кириллом Алексеевым.

Ведущий – Александр Андреев.

АЛЕКСЕЕВ: Как можно застраховать и оценить стоимость Андрея Рублева, допустим? Вот Куинджи – автор очень редкий. И так сложно говорить о цене человека, который, в общем, является национальным достоянием, конечно же, но тем не менее вот как-то, да, вот в каком-то таком промежутке финансовом находится денежном.

АНДРЕЕВ: А картина была застрахована, у вас есть такие данные? И если да, то на какую сумму?

АЛЕКСЕЕВ: Насколько мне известно, была застрахована перевозка работы, такую информацию предоставила Третьяковская галерея. Вообще, страхование не производится, если нет надлежащих условий хранения, экспонирования, и, соответственно, Третьяковская галерея несет всю ответственность за все, что произошло. Но работа найдена, слава Богу, и без повреждений. Обычно в процессе кражи вещи теряются, приходят в негодность, а здесь все даже в очень достойном виде представлено.

Следующий момент во всей этой истории: кто виноват? И здесь вопрос заключается в том, что это – случайность, к сожалению. Такая роковая, хулиганская случайность. Большинство краж из музеев происходит вот именно таким манером, то есть на жаргоне это называется "рывком", когда работа снимается и до срабатывания всех реакций службы охраны выносится. Таким образом, допустим, в Роттердаме была украдена работа несколько лет назад, и не одна, кстати сказать.

Но вот участие, допустим, музейных сотрудников в этой истории – очень сомнительно и маловероятно. Для музейных сотрудников и всех, кто связан с искусством, главное – это репутация. Если связь с такого рода событиями обнаруживается, то этот человек просто исчезает навсегда из всех даже смежных областей этой деятельности. Поэтому, скорее всего, этот человек просто хулиган. Продать эту вещь нельзя никогда ни за какие деньги, ни через 100 лет, ни через 200.

Полностью слушайте в аудиоверсии.