В эфире радио "Вести ФМ" Елена Щедрунова и генеральный директор ВЦИОМ Валерий Валерьевич Федоров обсудили со слушателями острые вопросы, волнующие российское общество.

Щедрунова: У нас в студии генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров.

Валерий Валерьевич, здравствуйте!

Федоров: Добрый вечер!

Щедрунова: Поскольку у нас в студии глава ВЦИОМ, соответственно, будем социологией сегодня заниматься. И начнем с социологии, которая занимается политическими аспектами нашей жизни, мы будем говорить про выборы. Но прежде чем мы начнем оглашение результатов опросов, проведенного ВЦИОМом буквально недавно, как я понимаю, это последний опубликованный опрос, он вчера был обнародован, правильно я понимаю?

Федоров: Да, вчера была пресс-конференция как раз.

Щедрунова: Валерий Валерьевич, вам слово! Вы же занимаетесь этим не первый год, что для вас стало неожиданным в итогах этого опроса?

Федоров: Во-первых, давайте я для наших слушателей уточню, что речь идет не об опросе, с которыми мы обычно имеем дело, а речь идет о прогнозе. А прогноз - это нечто большее, чем просто опрос. А зачем он нужен? Может быть, достаточно опросить людей, и на основании их мнений, сказать: выборы пройдут с таковым результатов. Раньше, собственно говоря, так и думали. Но почти два десятилетия назад приключился неприятный сюрприз - практически никто из социологов не смог предсказать результаты первых выборов в Государственную думу, которые состоялись в декабре 1993 года. Это был большой конфуз для всех наших опросных центров. И когда стали разбираться, стало понятно, что только опросов недостаточно. Масса причин: первая - люди не всегда говорят то, что думают. Вторая - люди не всегда поступают так, как они планировали поступать и даже сказали интервьюерам. Третья причина - многие затрудняются ответить, соответственно их поведение просчитать достаточно сложно. А когда ты пришел на избирательный участок, то все уже, все затруднения закончились, пусть даже в кабинке для голосования, но ты или так, или сяк, но один из вариантов все-таки выбрал. Поэтому просто опроса недостаточно.

А что нужно? Нужна какая-то специальная методика, которая позволяла бы отталкиваться от результатов опросов, может быть, еще от каких-то данных, но все-таки идти дальше на шаг-два вперед, и моделировать ситуацию голосования. Вот этим и мы, и наши коллеги занимаемся уже достаточно давно. Есть своя методика у нас во ВЦИОМе, мы ее используем уже с 2007 года в сотрудничестве с компанией ЦИРКОН Игоря Задорина. Есть своя методика, насколько я знаю, у Фонда "Общественное мнение". Вот, как минимум, две методики прогнозирования есть, они работают, и как показали результаты выборов 2007 года, работают неплохо.

Щедрунова: Между прочим, некоторые эксперты говорят, что эти прогнозы воздействуют же все-таки на население, и результаты подобных прогнозов могут как раз спровоцировать падение или наоборот повышение той или иной партии. То есть это своего рода манипулирование общественным мнением, вы согласны с такой оценкой?

Федоров: Конечно, согласен! Конечно, воздействуют прогнозы на общественное мнение и опросы воздействуют. Вопрос лишь в том: насколько они воздействуют? Можно ли это воздействие считать значимым? По оценке Юрия Левады, моего предшественника на посту руководителя ВЦИОМа, выдающегося российского социолога, эту оценку он давал, если я не ошибаюсь, уже больше восьми лет тому назад, один, максимум два процента избирателей могут изменить свою позицию, свое решение голосовать за ту или иную партию под влиянием опубликованных, прочитанных, услышанных и увиденных им опросов или прогнозов.

Полностью слушайте в аудиоверсии