Действительно ли существует карательная педагогика в семье и школе? Как избежать ее нежелательные последствия? Данную тему обсудили Ольга Арсланова и Александр Андреев со слушателями в эфире радио "Вести ФМ".

Арсланова: Добрый вечер! За историей пропавших девочек в Брянске следила буквально вся страна. Ну, к счастью, нашли этих девочек живыми и здоровыми. К несчастью, есть довольно неприятные симптомы. Например, одна из девочек рассказала о том, что потеряла мобильный телефон и поэтому боялась идти домой. Боялась, что родители ее накажут. Ночь они провели у своей подруги, у которой тоже очень строгие родители, и поэтому девочки были вынуждены прятаться, одна в шкафу, другая - под кроватью. Все это очень взволновало психологов, которые решили, что настало время поговорить о том, как мы в России воспитываем своих детей.

Андреев: Ну, вот еще раз, как все это было. Сначала одна из девочек потеряла телефон, другая с ней за компанию, стали прятаться, спрятались у подружки. Прятались, потому что боялись родителей первой девочки. Испугались родителей третьей девочки, соответственно, подружки...

Арсланова: Причем кругом страшные родители.

Андреев: Поэтому всю ночь прятались там в шкафу, под кроватью. Вроде милиция даже приходила, полиция, но так и не нашла девочек. Хорошо прятались. Дальше опять же боялись и ничего не рассказывали психологам. Но потом пришли сотрудники Следственного комитета, их девочки тоже испугались и все им рассказали, как было. Вот такая история. И обсуждаем с вами воспитание детей. Действительно ли здесь речь идет о карательной педагогике или речь идет, скажем, о каких-то неправильных детях, или может быть неправильных родителях.

Арсланова: Ну, мы довольно часто слышим такие жесткие высказывания: потеряешь мобильный телефон - домой можешь не приходить. Промочишь ноги - убью. И так далее. Действительно очень часто мы видим, как жестко воспитывают детей родители. И возможно, вот такое поведение девочек, которые боялись рассказать правду, боялись прийти домой и посчитали, что лучше сбежать, спрятаться - это, в общем- то, двойка по воспитанию именно их родителям. Как кажется вам?

Андреев: Ну, двойка по воспитанию - да. С другой стороны, посмотрите, ведь девочки прятались у подружки и при этом как-то о собственных родителях не думали. И может быть вот как раз вина родителей заключается в том, что детям не объяснили, что родители беспокоятся и что не стоит с ними так поступать. То есть девочки думали о себе, они боялись - да, но у них никаких теплых чувств по отношению к своим родителям не возникало. Или теплые чувства по отношению к подруге, которая потеряла изначально мобильный телефон были гораздо более теплыми, чем чувства к родителям.

Арсланова: Ну, опять же это, возможно, вина взрослых, которые не смогли такую обстановку в семье создать. Я напомню, девочкам всего 7 лет.

Андреев: Михаил у нас на связи. Здравствуйте, Михаил!

Арсланова: Добрый вечер!

Михаил: Здравствуйте!

Андреев: А вы как считаете, в чем корень зла?

Михаил: Я думаю, конечно же, вина родителей. Ну, и окружающей среды. Но в основном родителей. У нас, к сожалению, сейчас родители вообще мало общаются с детьми и больше ограничительными мерами, нежели общением.

Арсланова: То есть вам кажется, что время на наказания находится, а времени для того, чтобы создать теплую атмосферу взаимопонимания в семье, не хватает.

Михаил: Это же прежде всего терпение. Я вот сам как отец... иной раз вроде нервы сдают, хочется ребенка не то, чтобы ударить, а именно одернуть как-то. Нет, берешь себя в руки, начинаешь общаться, объяснять. Тогда ребенок все понимает. А без этого ребенок, конечно, ограждает себя всякими страхами, когда с ним не общаются, а только наказывают за то, за это. И он замыкается и боится уже как-то нарушить что-то. Так это все и происходит, мне кажется.

 

Полностью слушайте в аудиоверсии.