Коллекторские агентства стали популярным бизнесом в России. В чем заключается их работа? Как они взаимодействуют с должниками? В эфире "Вестей ФМ" эти вопросы Владимир Соловьев и Анна Шафран обсудили с вице-президентом Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Артуром Александровичем.

Соловьев: Скажите, пожалуйста, что за бизнес, коллекторское агентство, откуда он пришел к нам?

Александрович: Вы знаете, говорят, что это третий бизнес, вообще профессия в мире после известных первых двух. Соответственно, коллекторы появились в тот момент, когда появилось потребительское кредитование в России, потому что те системы, которые были в банках по сбору просроченных задолженностей, такие как служба безопасности, они хороши только по большим кредитам. Когда появляются тысячи, сотни тысяч маленьких...

Соловьев: Это, конечно, нереально, это уже банк не справится.

Александрович: Никакой офицер службы безопасности это не сможет сделать. Стали привлекаться, появляться коллекторы, и система, как она работает, в большей степени строится на call-центрах, то есть это мальчики, девочки, прежде всего, которые обзванивают должников и напоминают о том, что надо заплатить, то есть в 95% случаев это именно так.

Соловьев: То есть, это деятельность лицензированная, надо получать какое-то обучение, надо где-то состоять. То есть, позвонил человек и говорит: "Здравствуйте, вы денежки должны". А ты думаешь, это что, бандит? Как понять, с кем ты общаешься?

Александрович: А вот очень простой вопрос - как отличить. В 95 процентах случаев коллектор вам скажет: "Заплатите тому, у кого вы брали, только в редких случаях, о которых вы упоминали, это купля-продажа, а купля-продажа - это всего лишь процентов 5 от всего объема.

Соловьев: Но это, как правило, самые такие... Списанные, то есть когда уже надежды практически нет?

Александрович: Ну да, уже старые, то есть в том случае он говорит, заплатите по такому-то счету тому, кто купил этот кредит. Но коллектор никогда не говорит: "Заплатите мне". Когда мы делали ассоциацию 4 года назад, мы как раз и попытались прочертить вот эту грань с тем, чтобы добропорядочные граждане могли понимать, с кем они имеют дело, а мы как раз вот и поставили, то есть коллектор всегда, во-первых, представляется, он всегда говорит, от имени кого он действует. Он обязан рассказать, соответственно, как появился долг и откуда он взялся. И, соответственно, он будет говорить: "Заплатите".

Соловьев: И он всегда вежлив?

Александрович: Вы знаете, хотелось бы это видеть, у нас есть специальная комиссия по этике, которая этим занимается.

Соловьев: То есть, на коллекторов есть куда жаловаться?

Александрович: Безусловно. Вот в каждом письме, которое вы получаете ...

Соловьев: Если вы коллектор с битой - это возможный вариант?

Александрович: С битой - нет.

Соловьев: То есть, физическое воздействие и контакт какой-то исключен?

Александрович: Исключен.

Соловьев: А что может сделать коллектор? То есть может только постоянно зудеть: "Ну заплатите, ну заплатите"? Звонить на работу и говорить: "Вы знаете, с кем вы работаете? Он денег не платит!" То есть, какие есть возможности реально у коллектора, что он делает?

Александрович: Коллекторы применяют пять основных методов воздействия. Опять-таки, 95 процентов - это все-таки разговор, это может быть письмо, могут быть смс-ки, может быть выезд. Выезд - это имеется в виду, что коллектор то же самое письмо, которое вам послали, его зачитает. Выезды нужны для того, чтобы найти того человека, который поменял все телефоны и прочее, и прочее, то есть отказывается говорить. Поверьте, когда мы начинали бизнес, мы думали, что вот это очень опасный бизнес, мы ввели страховку для всех, кто делает выезды. За это время, собственно говоря, ни одного страхового случая не было.

Полностью слушайте в аудиоверсии

Аудио выпусков вы можете найти в разделе "Программы", на странице программы "Утро с Владимиром Соловьевым. Полный контакт".