Президент Дмитрий Медведев внес в Госдуму проект поправок в законодательство, которые заново вводят прямые выборы губернаторов. В чем суть инициативы президента? К чему приведут такие выборы? Это и многое другое Владимир Соловьев обсудил со слушателями и экспертами "Вестей ФМ" в программе "Утро с Владимиром Соловьевым. Полный контакт".

Соловьев: И мы дозвонились до человека, который хорошо знает, что такое проходить через горнило реальных выборов, правда, тогда еще не губернаторских, а депутатских, Владимира Сергеевича Груздева, который сейчас является губернатором. Доброе утро, Владимир Сергеевич!

Груздев: Доброе утро!

Соловьев: Владимир Сергеевич, я помню, как вы проходили кампанию за кампанией, и за вас голосовали конкретные избиратели, вы ходили от дверей к дверям и говорили с вашими избирателями и отвечали перед ними, как вы считаете, вот тот закон, который внесен, позволяет ли действительно народу выбирать губернаторов, есть ли там ограничения, и правильная ли идея выбирать губернатора?

Груздев: Владимир Рудольфович, знаете, я так скажу, что на самом деле, конечно, на каждом этапе развития государства, наверное, применимы те или иные выборные процедуры. Когда в процедурах принимает участие непосредственно население, не через процедуру, скажем, выборщиков, как происходит сейчас, а непосредственно голосованием, то эта процедура дает дополнительный фильтр при выборе губернаторов. Но этот фильтр может срабатывать только в том случае, когда кандидатами являются люди, которые идут и предлагают свои кандидатуры только из благих побуждений. Когда действительно хотят что-то сделать хорошее для своих жителей, для избирателей. То есть здесь всегда вот эта процедура двойного фильтра, она должна четко срабатывать.

Соловьев: В законе есть объяснение, как будет работать вот этот фильтр, чтобы не прошли, скажем так, златоусты, а не те, которые действительно могут и хотят?

Груздев: Пока только прописана процедура консультаций, она будет более четко прописана уже в распоряжении президента, после того, как будет закон принят. Наверное, этот документ будет более четко давать эту процедуру.

Хочу сказать, что, конечно же, любое избрание любого человека, то есть будь это депутат или будь это губернатор, когда голосуют непосредственно граждане, дает и дополнительный стимул для лица, которое выбреется, и дополнительную ответственность, безусловно.

Соловьев: У нас на связи Вячеслав Евгеньевич Позгалев. Доброе утро, Вячеслав Евгеньевич!

Позгалев: Доброе утро!

Соловьев: Вячеслав Евгеньевич, как вам такая инициатива, как внесение закона об избрании губернаторов? Притом я понимаю, что губернаторы всегда находятся в таких ежовых рукавицах: нельзя критиковать вышестоящие власти, какой закон будет, по такому закону и будем жить. Но вот вам в Вологодской области сама идея, что губернатора будут избирать, а не назначать, нравится? И если да, то все-таки какие, как вам кажется, барьеры необходимо поставить, чтобы проходимцы не пролезли и не устроили в губерниях сумасшедший дом?

Позгалев: Прежде всего, эта инициатива президента давно ожидаема. Потому что практика назначения губернаторов была вынужденной, но она показала и свою неэффективность. Потому что если сравнить поколение губернаторов конца 90-х - начала 90-х и сейчас, конечно, качество губернаторского корпуса сейчас снизилось, и в первую очередь потому, что люди перестали проходить отбор населением области. Ни люди не знают руководителей, ни руководители не знают, ни чем живут люди, ни как они живут, ни что им надо. У них один хозяин, перед которым этот губернатор отчитывается. Может, кто-то заниматься отчетами, которые нужно составлять, показателями, и, в общем-то, те, для кого это все делается, не очень-то губернатора и интересуют.

Соловьев: То есть получается, это такой "фильтр от варягов", которые приехали, а ничего не знают.

Позгалев: А вы посмотрите сегодня состав губернаторского корпуса в России. Много ли там тех, кого население знает? Конечно, нет.

Соловьев: Единицы.

Позгалев: Единицы, совершенно точно. Вот осталось племя мастодонтов, могикан, которые еще с 90-х, такие, как Тулеев, Савченко, ну, еще ряд губернаторов, которые получили доверие у населения. А ведь когда ты опираешься на доверие населения, то принимать решения намного легче. Вот у меня были достаточно добрые отношения с Егором Тимуровичем Гайдаром, царство ему небесное. Когда мы беседовали, я ему задал вопрос, а почему вы, Егор Тимурович, мало рассказывали людям о тех преобразованиях, которые вы затеваете. Он говорит: "У нас времени нет..." И в итоге реформы, не поддержанные населением страны, провалились, и цену народ заплатил гигантскую за вот эти реформы, которые не были поддержаны населением. Поэтому когда губернатор опирается в своей деятельности на доверие населения, то любые решения проходят удачно и реализуются успешно.

Соловьев: У нас сейчас в эфире доктор политических наук Владимир Мединский. Доброе утро, Владимир!

Мединский: Доброе утро!

Соловьев: Во-первых, поздравляю с получением высокого звания.

Мединский: Спасибо.

Соловьев: Это всегда приятно. Вы написали очень сильную статью недавно, которая появилась в российских СМИ, такую глубокую, серьезную, я бы сказал, даже в чем-то революционную, в частности, и о политической системе. Вот как вы расцениваете сам факт появления такого закона, который еще буквально несколько месяцев назад казался невозможным? Это значит, что начинается тектонические изменения в нашей политической системе, и к чему они могут привести, как вы думаете?

Мединский: Изменения, безусловно, начинаются. Насколько тектонические, я не знаю. Честно говоря, я никогда не был таким фанатом идеи выборов губернаторов. Потому что когда их выбирали, мне казалось, что лучше бы их назначали, вот тогда, еще в ельцинские времена, когда перешли к назначению губернаторов, тем более, что это не было на самом деле назначение. Честно говоря, мне казалось, что это вовремя. Там же система была какая: де-факто избирает законодательное собрание, правильно, Владимир?

Соловьев: Да, конечно.

Мединский: К сожалению, у нас практически не было ни одного случая, когда бы заксобрание забаллотировало кандидата, выдвинутого президентом. Из-за своего какого-то природного страха перед Кремлем, с одной стороны, а с другой стороны, получалось, что губернатор прилагал все возможные усилия для того, чтобы поставить заксобрание под своей собственный контроль. И вот это очень было опасно на самом деле, потому что не было никакого баланса властей. Возьмите пример Мосгордумы. Был у нее хоть один конфликт за 20 лет с Лужковым? Хоть единожды она выразила несогласие по какому-то вопросу? Хотя там приличные люди и более чем приличный председатель. Но вот такая работала система.

Соловьев: Но надо отметить, что это общая проблема страны, заложенная в её конституции, дисбаланс между ветвями власти.

Мединский: Да, и возможность исполнительной власти кардинально влиять на власть законодательную на всех уровнях. Помните Уральскую республику с господином Росселем?

Соловьев: Конечно.

Мединский: Ну, и так далее. Чечню уже вспоминали в эфире. Поэтому, мне кажется, проблема не в том, избирается губернатор или назначается, проблема в том, какие у губернатора полномочия. Проблема в том, чем он распоряжается.

Аудио выпусков вы можете найти в разделе "Программы", на странице программы "Утро с Владимиром Соловьевым. Полный контакт".