4 декабря состоятся выборы в Госдуму. Каковы сейчас предпочтения россиян? Кто потерял, а кто приобрёл избирателей? Всё это "Вести ФМ" узнали у Валерия Федорова, генерального директора ВЦИОМа.

Кузичев: Валерий Валерьевич, как идет подготовка к выборам?

Федоров: Она, безусловно, идет. Это выражается в двух аспектах. Во-первых, растет доля тех, кто говорит, что придет голосовать. И довольно серьезно растет. Это, в общем, признак того, что люди включаются в выборы, даже те, кому политика обычно не очень интересна. И чем ближе 4 декабря, тем больше значительная часть из них демонстрирует намерение прийти и принять участие. А второй аспект - это изменение рейтингов партий. Потому что, если бы рейтинги стояли как влитые, это бы означало, что ни одна из противоборствующих сил не может склонить на свою сторону симпатии, а значит, фактически все огромные деньги на кампанию выброшены впустую. Рейтинги меняются, значит, у кого-то кампания прошла лучше, у кого-то хуже.

Кузичев: Логика подсказывает, что рейтинги меняются не только в силу большой или малой эффективности предвыборной кампании, но и в силу изменения - вы сами об этом говорите - явки, перспектив явки. Грубо говоря, чем больше людей собирается участвовать, тем больше среди этих людей плюрализм мнений и предпочтений.

Федоров: Не совсем так. Дело в том, что грубо можно разделить всех наших избирателей на две большие части. Первые - это те, кто имеет определенные политические убеждения и партийные предпочтения. Те, кто из раза в раз ходит голосовать. В принципе они могут сменить свои предпочтения, скажем, раньше голосовали за одну левую партию, потом выбрали другую, чуть менее левую или чуть более. Но вот такие перемены происходят достаточно редко. А вторая часть - это те, кто политикой не интересуются. Они могут прийти на выборы только под воздействием какого-то чрезвычайного фактора. Например, посмотрел случайно теледебаты и очень ему понравился какой-нибудь партийный лидер. Или пришла к нему листовка или газета, он там случайно что-то там прочитал и решил пойти на выборы. Борьба, конечно, идет за вот эту вторую часть, потому что первую переубедить гораздо сложнее. Таким образом, по мере роста явки, предпочтения могут измениться в силу эффективной либо неэффективной кампании той или иной партии.

Кузичев: Понятно, потому что она растет за счет тех людей, которые своими предпочтениями как раз не определились.

Федоров: Безусловно, но если они хотят прийти проголосовать, то им придется это сделать. А так, конечно, у нас есть значительная часть даже тех, кто определяются с выбором, только придя на участок и поглядев на плакаты прекрасных лиц политиков, которые там размещены. Есть и такие.

Кузичев: Если мы говорим о росте явки, она сейчас растет? В каких это цифрах выражается?

Федоров: Год назад мы, например, прогнозировали явку на уровне 51%. Сейчас мы его ожидаем уже на уровне 58. Не исключено, что она подрастет еще больше. Но это наши прогнозы, а если говорить о декларациях людей, то сейчас больше 80% опрошенных говорят, что собираются прийти. Как известно, между словами и делами всегда есть большая разница.

Полностью слушайте в аудиоверсии.