16:11, 18 декабря 2015

Эксперты и журналисты заглянули в чёрный ящик сбитого Су-24

Платы самописца сбитого турками российского Су-24 немного повреждены, нужен рентгеноконтроль, заявили представители Воздушно-космических сил России. Черный ящик российского бомбардировщика сегодня вскрыли в присутствии иностранных экспертов и журналистов. Для обеспечения максимальной прозрачности и открытости в комиссию по расследованию катастрофы были приглашены специалисты из 14 стран. Однако, за исключением аналитиков из Китая и Великобритании, многие другие специалисты, ссылаясь на различные обстоятельства, от участия в расследовании отказались, заявил заместитель главкома Воздушно-космических войск России Сергей Дронов. За процессом демонтажа черного ящика наблюдал корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.

Сначала внешний осмотр. Номер ботового самописца соответствует сбитому Су-24. То есть прибор - именно с этого самолета. Кроме того, видно, что аварийный накопитель помят, а в нижней части еще и пробит, особо отметил председатель комиссии по расследованию гибели самолёта полковник Николай Примак:

"Обращаю внимание, что болты, которые держат эту крышку, не вывинчивались, на них имеются следы ненарушенного лакокрасочного покрытия. Дальнейшие работы мы продолжим в лаборатории".

Эксперты Межгосударственного авиационного комитета относят прибор в лабораторию, где его в присутствии иностранных экспертов и телекамер будут разбирать. Ход демонтажа комментирует начальник информационно-аналитического отдела Службы безопасности полётов авиации Вооружённых сил России Андрей Семёнов:

"Поясню конструкцию бортового накопителя. Конструкция типа матрешки. Она имеет несколько вложений, защищенных корпусов, между которыми расположен специальный состав для защиты бортового накопителя в случае попадания в очаг пожара. Кроме того, данный состав имеет демпфирующую функцию - для гашения ударных нагрузок".

Первую крышку сняли без проблем. Эксперты высыпали защитный порошок и приступили к демонтажу второго кожуха. И вот он-то поначалу не поддался. Отвертка срывалась, так как винты "прикипели". И их пришлось рассверливать. Что, кстати, лишний раз подтверждает, что внутрь бортового самописца до сих пор не влезали, пояснил Андрей Семёнов:

"Обращаю внимание, что бортовой накопитель не попал в очаг пожара на земле, избежал воздействия одного из самых опасных факторов термической нагрузки, что существенно упрощает работу экспертов. Как вы видите, на самом деле цвет он имеет достаточно яркий, оранжевый или светло-желтый - для лучшей заметности в случае обнаружения на месте авиационного происшествия".

Вторая крышка, наконец, снята, защитный порошок высыпан. Начинается вскрытие третьего, последнего кожуха, под которым и находится нужная экспертам плата памяти. Это - блок из 16 пропаянных по особой схеме чипов. Именно они, собственно, и регистрируют всю полетную информацию:

"Председатель комиссии обращает внимание, что внешним осмотром установлена деформация плат модуля памяти. И принято решение провести рентгеноконтроль данного устройства с целью выявления возможных трещин непосредственно на микросхемах. В настоящее время даже невооружённым глазом видно, что на верхней плате из 8 микросхем 3 имеют явное разрушение со сломами. Это свидетельствует о том, что полетная информация на них отсутствует".

Андрей Семёнов пояснил, почему, несмотря на мощную защиту бортового самописца, он всё-таки поврежден:

"Замечу, что конструктивно бортовой накопитель находится в хвостовой части воздушного судна. Поэтому, по всей видимости, на хвостовую часть, кроме воздействия ударной нагрузки при столкновении воздушного судна с земной поверхностью, оказала влияние ударная нагрузка от поражения ракетой".

На весь механический демонтаж бортового самописца ушло 40 минут. Наконец, модуль памяти извлечен и помещен в сейф. Все члены комиссии, а также международные наблюдатели ставят на нем свои подписи и печати для фиксации неприкосновенности сейфа. Первые выводы экспертизы озвучил заместитель главкома Воздушно-космических войск России Сергей Дронов:

"Специалисты извлекли плату памяти. К сожалению, она имеет механические повреждения. Поэтому комиссия будет обсуждать данную ситуацию с привлечением международных наблюдателей. Мы будем вас своевременно информировать".

Непосредственный анализ и обработка полетных данных с самописца Су-24 начнется в субботу. Окончательные результаты экспертизы обнародуют в понедельник.