05:25, 19 января 2019

Требуйте долива после замера

На АЗС могут появиться ценники на пол-литра бензина. Этого не исключает Независимый топливный союз. Подобный маркетинговый ход может привлечь покупателей. Хотя пол-литра бензина за 20 рублей – это то же самое, что литр за 40. Между тем некоторые заправки прибегают и к менее безобидным схемам. Проблема недолива остается актуальной. Можно ли защитится от обмана на АЗС, выяснял обозреватель "Вестей ФМ" Борис Бейлин.

На недолив топлива на некоторых АЗС обращают внимание давно. Сначала в этом подозревали так называемые независимые заправки. Затем жалобы стали поступать и на крупные топливные сети. Эксперты предупреждают, что у нечестных работников АЗС есть множество способов обмана покупателя. К примеру, заливая последний литр бензина в бак, сотрудник заправки может отпустить кнопку пистолета. В итоге часть топлива остается в шланге. Когда машина уезжает, заправщик просто сливает сэкономленный бензин в канистру. Бывает, что на АЗС кассир говорит, что у него нет сдачи, и предлагает долить топливо. Покупатель соглашается, а заправщик лишь делает вид, что доливает бензин. Эти методы требуют только ловкости рук.

Но есть и более изощренные. Специальные программы, когда вы платите за определенный объем топлива, а получаете меньше. А автомат показывает, что бензин был отпущен в полной мере. С этим бороться можно только с помощью контрольного измерения. Автовладельцы давно обратили внимание, что иногда на заправках, когда просят залить полный бак, топлива отпускают больше, чем позволяет сам бак (если верить характеристикам машины). То есть в бензобак объемом, скажем в 50 литров, заливают 55 литров. Хотя в таком случае не всегда речь идет об обмане. Как правило, объем бензобака больше, чем заявляют производители, отмечает автоэксперт Вячеслав Субботин.

СУББОТИН: Есть трубочки, есть ниши, которые заполняет топливо. Производитель всегда гарантирует определённый объём. Но на самом деле в баке – всегда больше, чем указано в инструкции. Так вот, надо замерить бак, но это мало кто делает.

Но проблема недолива все-таки существует. И это – не единичное явление. В прошлом году Федерация автовладельцев России протестировала свыше 30 заправок. Оказалось, что львиная доля АЗС недоливала топлива больше чем на процент. На отдельных заправках расхождение составляло 10 процентов и больше. Исследование коснулось разных регионов, пояснял руководитель ФАР Сергей Канаев.

КАНАЕВ: Мониторинг проводился в 13 регионах, мы двигались из Санкт-Петербурга по трассе М-10 в Москву, далее – на юг, до Краснодара, Ростова. Единственное, что у нас было – конечно, специально оборудованный автомобиль, где из штатной горловины, через которую мы обычно заправляем, топливо уходило не в бензобак, а в специальную емкость, для того чтобы потом можно было точно проверить, сколько нам отпустили, в режиме тайного покупателя.

Что делать водителю, если факт недолива кажется очевидным? Эксперты советуют в таких случаях требовать на заправках так называемый мерник, то есть специальный прибор со шкалой, предназначенный для измерения объёма жидкостей на АЗС. И провести контрольный замер. То есть соотнести реально получившийся объем жидкости с данными на табло. Если обнаружится обман, требовать долить бензин или возместить стоимость недополученного топлива. А в случае отказа напомнить сотрудникам заправки об ответственности за обман потребителя согласно Кодексу об административных правонарушениях. За обвешивание или обсчет полагается штраф до 50 тысяч рублей, если речь идет о юридическом лице. Если убеждения не помогут, следует обращаться в надзорные органы, советует Сергей Канаев.

КАНАЕВ: Если вы обнаружили подобный недолив или у вас есть подозрение на это, сейчас существует только одна структура, которая может помочь автовладельцу – Росстандарт. Нужно связываться именно с этой организацией. Либо ещё можно обратиться напрямую в прокуратуру того или иного региона. Это все, кто сегодня может помочь автовладельцам бороться с недоливом на АЗС.

Проблема в том, что серьезного наказания за недолив топлива не предусмотрено, отмечает руководитель думского комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов. Сейчас есть статья о мошенничестве, но факт преступления на заправках по нынешним правилам доказать очень сложно.

НИЛОВ: Сегодня подобное можно рассматривать как организованное преступное сообщество. Но для этого нужно продемонстрировать факты неоднократности, предварительного сговора, работы группы и т.д. А отдельной статьи или квалифицирующих признаков, которые бы позволяли применять статью УК по таким случаям, на данный момент нет.

Конечно, мало кто готов из-за 5 литров недолитого бензина идти в прокуратуру. АЗС время от времени проверяет Росстандарт. Так, в первой половине 2018 года были обследованы полторы тысячи организаций, связанных с продажей нефтепродуктов. Росстандарт тогда признал, что недолив топлива остается "нерешенной проблемой". АЗС были оштрафованы на общую сумму в 28 миллионов рублей. Правда, в основном за продажу некачественного бензина.