Об аэрофобии, платных парковках и зарплатах россиян. Гость "Вестей ФМ" - Валерий Федоров, научный руководитель факультета политологии и социологии Финансового университета при правительстве, генеральный директор ВЦИОМ.

Ведущие "Вестей ФМ" - Гия Саралидзе и Ольга Подолян.

Подолян: Ваш последний опрос - больше жителей столицы стали пользоваться платной парковкой в пределах Бульварного кольца и выступают за то, чтобы расширять платную парковку.

Саралидзе: Парадоксальный вывод.

Федоров: В свое время, когда почти два года назад начались хождения по центру столицы демонстрантов под лозунгом "Белые ленты" Владимира Путина спросили, как это стало возможным, и он сказал: "Ну, они туда выходят, потому что им за это ничего не будет". То есть, они четко понимают, что им никто по голове не даст. Ну, это, безусловно, один из вариантов объяснения, но он тоже работает. Вот пока людей не бьют по головам, они что-то делают. А в данном случае - перехожу к парковкам - людей, условно говоря, стали бить по головам. Конечно, никто не бьет, но штрафы приходят регулярно.

Саралидзе: Может, лучше бы били? Штрафы посмотришь, которые приходят...

Федоров: Это интересная теория. У нас принято считать телесные наказания чем-то таким средневековым, ужасным...

Подолян: 80 ударов плетьми.

Федоров: Да. А я однажды в одной книжке наткнулся на аргументацию в пользу телесных наказаний. Потому что телесные наказания они, в отличие, скажем, от денежных штрафов и от тюремного заключения, они одинаково болезненны и для богача, и для бедняка. Более того, для бедняка они даже менее болезненны потому, что он привык к плохой жизни, что его все бьют, обижают и так далее, а богач - нет. А одна и та же сумма штрафа, ну представьте... Для богача - это просто карманные деньги, какая-то мелочь, не стоящая внимания, а для бедняка - это, может быть, его недельный заработок. Ну, ладно, не будем сейчас пропагандировать возвращение к телесным наказаниям, хотя определенная часть нашего населения не против. Мы проводили такой опрос в связи с делом Pussy Riot.

Возвращаюсь к платным парковкам. Ну, а теперь уже не дают возможности людям безнаказанно парковаться. Есть, конечно, какие-то лазейки, и все мы видим и "Роллс-ройсы" и "Бентли", стоящие у дорогих ночных клубов с заклеенными номерами.

Подолян: Я недавно видела прикрытыми полотенцами.

Федоров: Да, потому что 50 рублей, конечно, в час - это катастрофа для их владельцев.

Подолян: Лучше бейте.

Федоров: Да, лучше бейте. Я думаю, что тут вопрос уже не денег, а вопрос статуса, самоуважения, идентичности. Это такие вот крутые пацаны, которые не хотят никому ничего платить, а хотят самоутверждаться и хотят, чтобы все платили им. Поэтому для них, конечно же, бегать там в какой-то паркомат или даже отсылать туда водителя - это удар по собственному достоинству. И они в обозримом будущем вынести этот удар не смогу. Будут заклеивать и дальше.

Может быть, потом оснастят их машины радиометками так называемыми, благодаря которым даже в паркомат бегать не надо будет, а будет списываться автоматически с твоего счета, например, на мобильнике сумма денег. Такие проекты сейчас есть, но пока до них далековато.

Пока, конечно, нужно бегать к паркомату, и даже если он плохо работает, что тоже бывает, все-таки оплачивать. И тот опрос, который мы провели, показывает, что, ну, конечно, людям не хочется платить. Ну, а кому может хотеться платить за то, что раньше было бесплатно? Вопрос такой даже задавать бессмысленно. Но время лечит. То, что полгода назад казалось бессмысленным, сегодня уже стало нормальным. Просто появилась практика, появился личный опыт у огромного числа людей. И все понимают, что, в общем, это не так страшно.

Полностью слушайте в аудиоверсии.