Свежие соцопросы ВЦИОМа. Гость - гендиректор, научный руководитель факультета политологии и социологии Финансового университета при правительстве Валерий Фёдоров.

Ведущие "Вестей ФМ" - Гия Саралидзе и Александра Писарева.

Саралидзе: Валерий, сегодня у нас практически монотема. Мы, конечно, отвлекались от авиакатастрофы, но в основном говорили об этом. У экспертов разные точки зрения на то, что произошло. Кто-то даже не верит в последние выводы, которые были сделаны. Вообще, насколько часто вы опрашиваете людей на предмет отношения к авиационной безопасности, есть у вас такие опросы?

Федоров: Мы раз в год примерно спрашиваем о том, вообще, летают люди или нет, какими авиакомпаниями, какие они считают самыми лучшими с точки зрения комфорта, безопасности, соотношения цены-качества и так далее. А по печальным поводам, когда падают самолёты, когда гибнет большое количество людей, мы, конечно, тоже такие вопросы задаём, но в данном случае прошло слишком мало времени. Но если сравнивать различные виды транспорта, то можно сказать, что опасения у россиян, связанные с авиационным транспортом, присутствуют, но при этом они варьируются в зависимости от информационного фона.

Вот, скажем, такой вопрос: с вашей точки зрения, насколько опасными или безопасными являются следующие виды общественного транспорта? Такой вопрос впервые мы задали в 2001 году, и тогда 22% сказали, что самолёт - скорее безопасный вид транспорта. То есть только каждый пятый. По сравнению, скажем, с автобусом - 68% считали безопасным. Трамвай - 68%, троллейбус уже поменьше - 40%, железнодорожный транспорт - 51%, метро - 69%, речной и морской транспорт - 38%. То есть из всех предложенных почти десятка видов транспорта, самолёт считался самым небезопасным.

Но почему я сказал, что информационный фон оказывает большое влияние на представление россиян о безопасности того или иного вида транспорта. В 2012 году мы задали тот же самый вопрос, и число тех, кто считает самолёт скорее безопасным видом транспорта, выросло на треть. Представляете? Всего за год - с 22 до 33%. По другим видам транспорта более-менее сходные результаты оказались, а по самолетам безопасность резко выросла. Могу предположить только, что это связано с резонансными авиакатастрофами в 2011 году, а вот в 2012 году такой информационный фон отсутствовал. И обратный пример - 2013 год, та же самая формулировка, и вот смотрите: число тех, кто считает самолёт безопасным видом транспорта, просто рухнуло - с 33 до 16% за год. В два раза. Вот такие американские горки.

Саралидзе: Очень серьёзное колебание, конечно.

Фёдоров: Да, очень серьёзное колебание, но я бы еще связал это с тем, что несмотря на бурное развитие авиационного транспорта в нашей стране в последние годы, доля тех россиян, которые регулярно летают, пока ещё невелика. Далеко ещё нам до показателей советской авиационной мобильности, не говоря уже о показателях североамериканских, западноевропейских и так далее. В большей степени на нас действует информационный фон, чем личный опыт.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Смотрите видеотрансляцию из студии "Вестей ФМ"

"АВТОРЫНОК-2015: МЕРТВАЯ ПЕТЛЯ?"

"БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ: МИССИЯ ВЫПОЛНИМА?"

"КОМАНДА ПУТИНА: ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ, ПРОФЕССИОНАЛЫ ИЛИ ЛИЧНЫЕ ДРУЗЬЯ?"

"СВЕТЛАНА ДАВЫДОВА: ЗРЯ ОТПУСТИЛИ?"