О сербах на русской службе в эфире "Вестей ФМ" рассказывает чрезвычайный и полномочный посол Сербии в России Славенко Терзич.

ТЕРЗИЧ: Это история очень длинная и сложная. Значит, считается, что первые контакты – это где-то конец XII – начало XIII столетия, когда принц Савва Неманич, сын Стефана Немани – великого жупана, Знакомится с русскими монахами с Афона и после этого вместо того, чтобы был глава Герцеговины – сербской земли, уходит на Афон. Получает постриг в вашем монастыре Русик, и с этого времени начинаются, считается, связи русско-сербские. Хотя, если нет писанных источников, это не значит, что истории не было.

ФЁДОРОВ: Конечно!

ТЕРЗИЧ: Поэтому в Средневековье, значит, было много таких… Что касается России вообще. Во времена Средневековья все сербские короли и цари помогали, когда вы были под татарским игом. Помогали. Особенно помогали монахи из Афона. А когда мы попали под османское иго, тогда Россия нам помогала.

ФЁДОРОВ: Вот оно, славянское братство! Настоящее!

ТЕРЗИЧ: Всё это, мне кажется, последствие… Мы происходим из одного корня славянского.

ФЁДОРОВ: Конечно.

ТЕРЗИЧ: Первое – в духовном смысле мы являемся частью одной цивилизации. Принято считать славянско-византийской цивилизации.

ФЁДОРОВ: Не обидно.

ТЕРЗИЧ: И Данилевский говорит об этом. Славянско-византийской, потому мы приняли православие, и одни и другие. И православие, и многие другие традиции. Очень интересный факт, что первые кремлёвские часы создал один серб. В 1404 году монах Лазар с Афона в Благовещенском храме, тогда наверняка храм был деревянный, в Благовещенском храме в рамках кремлёвской крепости. Потом нормально там они развиваются, но первые часы – это и ваши источники, да…

ФЁДОРОВ: Здорово.

ТЕРЗИЧ: А потом в первой половине XV столетия, в 1420 году появляется очень известный писатель ваш Пахомий Серб. Пахомий Серб тоже приезжает с Афона в Нижний Новгород, потом вот в этот Свято-Троицкий храм… Сергиевский Посад.

ФЁДОРОВ: Да-да-да. Сергиев Посад, Троицкую лавру, да.

ТЕРЗИЧ: Он написал одиннадцать житий святых и Сергия Радонежского. Написал 14 служб и 21 канон. Значит, очень известный Пахомий Серб, известный в вашей литературе, очень много сделал. А потом где-то с конца XVI века, лучше сказать, 1581 года, появляется один первый серб в казачестве вашем.

АВЕРИН: В казачестве?

ФЁДОРОВ: Ну, а как же! Всадники все, бойцы!

ТЕРЗИЧ: Да-да, в казачестве. В 1581 году, в источниках – Марко с сербской земли.

ФЁДОРОВ: Марко с сербской земли.

ТЕРЗИЧ: Значит, это казачество. И потом всё это развивается с XVII века, и уже во время Катерины Великой – это уже XVIII век – очень много полководцев русских являются сербами.

Полностью слушайте в аудиоверсии.