15:55, 12 мая 2015

Примитивные фальшивки против "Бессмертного полка": кому выгодна антиветеранская кампания

Акции, приуроченные ко Дню Победы, стали поводом для серии провокаций. В Интернете начали массово тиражировать фото, якобы доказывающие, что шествия потомков ветеранов по улицам городов были постановочными. В качестве аргумента приводили снимки, на которых портреты участников Великой Отечественной войны пачками выбрасывали в урны. Та же участь ждала и георгиевские ленточки. Сообщения стали появляться на следующий день после 9 мая. Однако почти сразу блогеры выяснили, что фотографии - фальшивка. Вдобавок появились версии о вознаграждении, которое авторы вброса должны получить за очернение Дня Победы. По некоторым данным, все это стоило порядка 8 миллионов рублей. Организаторы акции "Бесмертный полк" уже направили обращение в прокуратуру с просьбой дать оценку этим информационным вбросам. Корреспондент "Вестей ФМ" Николай Осипов разбирался в тонкостях антиветеранской кампании.

Шокирующие фото: георгиевские ленточки - в помойке, портреты ветеранов, брошенные на асфальт. Неужели масштабная акция ко Дню Победы, которая вызывала ком в горле даже у самых стойких - это все постановка? Так утверждали блогеры, запустившие серию фото-откровений, как только закончилось шествие "Бессмертного полка". Полмиллиона людей в центре Москвы и еще сотни тысяч по всей стране в других городах - "это все бюджетники по разнарядке пришли", утверждают авторы вбросов. Правда, почти сразу шокирующие снимки с портретами ветеранов были разоблачены, рассказывал в утреннем эфире "Вестей ФМ" блогер Олег Лурье.

"В бетонной урне, сброшены - сколько там? Пять портретов лежат, причем один на полу... Делается это, в общем-то, примитивно: за пару часов изготавливаются одинаковые... Тем более когда есть финансовый ресурс. Изготавливаются одинаковые деревянные рамки, в них крепятся фото, и, обратите внимание, они все одинаковые. На одном снимке - одни абсолютно одинаковые, на другом - другие, то есть одинаковый логотип, одинаковое размещение, даже палки одинаково абсолютно сделаны. То есть это быстро оформили, сделали, крепятся фотографии, быстро кладутся на каком-то одном месте, делается пара снимков с разных ракурсов - все, разбежались. Фейк готов".

Любопытно, что некоторые фото оказались подлинными. Как выяснилось, несколько портретов действительно складывали в центре Москвы после шествия. Их несли курсанты и волонтеры за тех, кто хотел принять участие в акции, но не смог лично находиться там. Организаторы шествия это подтверждают и поясняют, что фотографии складывали лишь затем, чтобы организованно забрать их с улицы. И на помойку никто ничего выкидывать не собирался. Однако авторы антиветеранской кампании решили смешать реальные фото с поддельными и шокировать публику небывалым цинизмом.

Еще один снимок - георгиевские ленточки в помойке. При детальном рассмотрении явно напрашивается вывод: это постановочный кадр.

"Если увеличить фотографию, то видно... Ленточки же стандартного размера. Видно, что они просто покромсаны ножницами на маленькие кусочки, если присмотреться. Просто их взяли, быстро порезали, чтобы создалось впечатление, что их много".

Удивление и непонимание вызвал сам факт появления этих вбросов. Кому понадобилось в День Победы устраивать подобное, пытаться показать, что память и гордость за тех, кто воевал - это фальшивка? Олег Лурье считает, что за этим могут стоять растерявшие рейтинг и былую хватку оппозиционеры. Ушедшие на задворки политических событий активисты попытались напомнить о себе, и, возможно, даже заработали на этом. Блогер Лурье утверждает, что знает о финансировании антиветеранской кампании, правда, источников информации не раскрывает.

"Вот по моей информации, на такую экстренную информационную войну с "Бессмертным полком" было в срочном порядке выделено и освоено, разумеется, порядка 8 млн рублей, а точнее, 160 тысяч долларов было брошено, так как ничего внутри у них утаить невозможно. Причем часть прошла наличными, часть должна была пройти в понедельник, то есть вчера, по банковским счетам".

Версии о том, кто мог проплатить подобное, разные. 8 миллионов - не такие большие деньги для тех, кто называет себя сегодня оппозиционными политиками и кто успел сколотить состояние в 90-е, а сейчас живет за рубежом, представляясь политическим изгнанником. Деньги были выделены явно с опозданием. Вообще, всё было сделано с опозданием. Фальшивки с портретами появились в Интернете чуть ли не через сутки после парада и шествия "Бессмертного полка". Идеологи явно не рассчитывали, что 9 мая вызовет такой резонанс и подъем духа среди людей. Примкнуть к торжествам никто из них не успел или не решился, и тогда было решено экстренно опорочить День Победы. Успели даже выпустить нечто вроде письменных рекомендаций для исполнителей, продолжает Олег Лурье.

"Они просто проморгали, проморгали вот этот "Бессмертный полк", вот эту невероятную акцию, а потом начали быстро кооперироваться, координироваться, и, насколько мне известно, даже прошли такие методички, процитирую: "По развенчиванию и очернению "Бессмертного полка" с целью убедить население в том, что это - очередное пропагандистское принудительное мероприятие российской власти".

Организаторами тиражирования фейков в Интернете стали популярные среди оппозиционеров блогеры, а вот поиск первоисточника оказался нелегким. И это первое, что вызвало вопросы, рассуждал наш коллега Владимир Соловьев, беседуя с Олегом Лурье.

"Всегда, когда ты размещаешь фотографию, во-первых, ты пишешь, кто автор, и место, и время". - "Здесь ни автора первого нет, ни места, где, ни времени, то есть указано: где-то в Москве 9 Мая. Назовите место, где они лежат". - "Ну, конечно".

Среди вероятных авторов называют некоего Александра Кривошапкина, имя которого мало что кому говорит. Вдобавок фотографии то появлялись в блогах, то их удаляли, что вызвало некий сумбур, будто сами авторы не были уверены в том, надо ли им публиковать эти материалы. И кто поверит в столь дикую фальшивку? Но вбросы продолжали сыпаться, невзирая на всю их абсурдность и с точки зрения морали, и с точки зрения психологии, и даже с точки зрения математики.

"Сообщили о том, что, оказывается, полмиллиона человек участников акции в Москве - это были бюджетники, свезенные автобусами за отгул и 300 рублей. Для того, чтобы их свезти, нужно 10 тысяч автобусов. И по деньгам это получается, если не ошибаюсь, 150 миллионов, если раздать по 300 рублей".

Парадоксально, но в итоге получилось, что изготовители фейка адресовали свой пиар тем, кого, по сути, и обвинили в фальшивом преклонении перед подвигом ветеранов. То есть почти все население страны, которое в той или иной мере стало участником этой грандиозной акции. И еще более интересный факт: когда Олег Лурье опубликовал разоблачение у себя в блоге, некое рекламное агентство предложило ему убрать материал с сайта и заменить его на рекламный текст. Разумеется, за вознаграждение. Предложение стало еще одним подтверждением спланированного характера кампании, на которую явно были выделены немалые средства.

Лихорадочная фейк-атака удивила многих за рубежом. Латвийский журналист Юрий Алексеев написал, что подобной истерики не было даже после Олимпиады и даже после воссоединения России с Крымом. Впрочем, к очередному взрыву русофобии он предлагает отнестись философски. Вся эта злоба - лучший индикатор, показывающий, насколько удачно была организована акция "Бессмертного полка". А представить искренний порыв сотен тысяч людей, как показуху и фальшивку, просто нереально: слишком много свидетелей и участников шествия, которые лучше блогеров знают, зачем и почему они вышли на улицу 9 мая.