16:15, 17 апреля 2019

Пьяный водитель – тот же убийца?

Пьяных водителей хотят приравнять к убийцам. В Госдуме предлагают сажать нарушителей на сроки до 15 лет. Тех же, кто сбегает с места аварии, в которйо есть пострадавшие, уже готовы привлекать по уголовной статье. Беглецов ждут крупные штрафы и несколько лет тюрьмы. При этом другие поправки, внесенные депутатами, освобождают от материальной ответственности пострадавших пешеходов. Страховым компаниям будет запрещено взыскивать с них деньги в пользу водителей, даже если пешеход был виновен в аварии. Инициативы изучал обозреватель «Вестей ФМ» Сергей Артемов.

Госдума предлагает изменить 264 статью Уголовного кодекса о нарушении правил дорожного движения. А именно: если пьяный водитель на своей машине нанес кому-либо увечья, депутаты предложили вместо нынешней санкции – от 2 до 4 лет тюрьмы – ввести "вилку" от 3 до 7 лет. Вместо вариации от 2 до 7 лет за гибель человека – от 5 до 12. А если жертвами выпившего за рулем станут двое и более людей, максимально суд сможет назначить 15 лет (сейчас верхний предел в таком случае – 9 лет).

Если судить по этим цифрам, получается, что действия пьяного водителя, приводящие к тяжелым последствиям для окружающих, приравниваются по мере наказания к умышленному убийству, которое описано в статье 105. И если поправки в итоге примут, в обществе это вызовет безусловную поддержку, полагает кандидат юридических наук Анастасия Рагулина. Но, по ее мнению, проект документа не совсем отвечает духу Уголовного кодекса, поскольку тяжелые аварии и катастрофы, устроенными пьяными за рулем, по логике права все же считаются неосторожным поведением.

РАГУЛИНА: Всегда в преступлениях с последствиями, которые прописаны в диспозиции нормы, мы устанавливаем отношение не к факту нарушения ПДД, а к факту наступления смерти. Он, когда нарушал ПДД, мог предусмотреть различные последствия, но в этой ситуации он их вообще не предусматривал. А вот когда они уже наступили, к ним отношение – неосторожное. А иначе, если бы мы приравняли это к убийству, то смысл тогда вводить отдельную 264-ю? Ну и шло бы это по 105 или по 105, части 2-й. Введите тогда «Убийство, совершенное лицом, управляющим транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения», сделайте такой часть 2-ю статьи 105.

И еще один важный момент, на который обращает внимание юрист: если сегодня водитель попадается пьяным за рулем, притом что он не успел еще натворить неприятностей, его ждет лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет и штраф в 30 000 рублей или арест до 15 суток. Если затем в течение года (а мы помним, что он прав лишен) его опять в нетрезвом виде в машине задержат инспекторы, то лишение будет уже на 3 года. И плюс – тут на выбор судьи: либо штраф до 300 000 рублей, либо принудительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы – тоже до 2 лет.

То есть потенциально сесть в тюрьму может только тот водитель, которого в течение 1 – 2 лет не менее 3 раз ловили пьяным. Анастасия Рагулина полагает, что настало время ужесточать наказания за опасную езду, в понятие которой обязательно необходимо включить и пьянство за рулём.

РАГУЛИНА: Я бы ввела ответственность за «опасное вождение», куда бы я включила и состояние опьянения, и игру в «шашечки», когда человек ведет машину и создает опасность. И вне зависимости от того, наступили последствия или нет, привлекать его к ответственности. А вот если последствия наступили – ну, тогда статьи есть. Чтобы все-таки человека заставить думать, прежде чем садиться за руль в таком состоянии, а не привлекать его сначала к административной ответственности, а потом ждать, когда он опять нарушит ПДД. То есть существуют другие методы и варианты, которые, как мне кажется, были бы более действенны.

А следующая норма уже принята депутатами в форме закона. Касается она водителей, которые покидают место происшествия, повлекшее тяжелые последствия. Это впредь не будет административным проступком со штрафом в 30 000 рублей и лишением прав на полтора года. Это теперь – уголовное преступление с наказанием, по сути, равнозначным тому, что сейчас еще действует для пьяных водителей. Если пострадавший в ДТП получил травмы, скрывшемуся водителю грозит до 4 лет тюрьмы. Если человек погибает – от 2 до 7. Если гибнут двое и более людей – от 4 до 9 лет.

Это изменение оправдано происходящим на дорогах, полагает адвокат Антон Пуляев. Поскольку упомянутая 264-я статья Уголовного кодекса гораздо мягче наказывает трезвых водителей за серьезные аварии, нежели пьяных.

ПУЛЯЕВ: К сожалению, иногда бывает так, что человек совершил ДТП в алкогольном опьянении и, собственно, для того чтобы это скрыть, исключить возможность его освидетельствования – просто скрывается с места ДТП, потом его находят через какое-то время, и ответственность будет значительно мягче. Потому законодатель решил эту лазейку просто-напросто прикрыть. Теперь, если человек скрывается с места ДТП, тем самым он фактически расписывается в том, что существовали причины для покидания места ДТП, и одна из возможных причин – состояние алкогольного опьянения.

И, наконец, еще одна поправка – в закон об ОСАГО, также окончательно принятая Думой. Раньше страховые компании могли выставить пешеходу регрессный иск за повреждение машины в аварии, которую сам пешеход и спровоцировал. А если пешеход погибал, то такой иск отправлялся его наследникам. Теперь же никаких материальных претензий к пешеходу-виновнику, если он как-то пострадал в аварии, или его родным, если погиб, страховщики предъявить не смогут.

Юристы осторожно трактуют эту новацию, поскольку перебегающие дорогу в неположенных местах, порой в сумерках и в плохую погоду, граждане не будут никак отвечать за свое легкомысленное поведение. И не будут возмещать стоимость разбитых бамперов, фар и боковых зеркал. Им, судя по поправке, достаточно будет лишь добежать до поликлиники и зафиксировать на бумаге свои синяки и шишки.