тема: Ценник
18:28, 28 мая 2015

Сезон "большого молока": снизят ли ретейлеры цены?

Сезон "большого молока" обвалил цены, но пока лишь в оптовом сегменте. Фермеры и агропредприятия сдают излишки продукции дешевле, чем в прошлом году. На полках торговых сетей таких скидок пока не наблюдается. Когда ждать снижения розничных цен на молоко, выяснял экономический обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов.

С приходом весны коровы дают приплод, дешевеют корма, растут объемы надоев. За лето и осень фермерские хозяйства планируют собрать до 60% годового объема продукции, что неизбежно вызовет временный избыток молока на рынке. В ближайшие месяцы оптовые цены гарантированно будут падать, говорит председатель правления "Союзмолоко" Андрей Даниленко:

"Традиционно всегда в производстве молока существует сезонность, всегда летом производится больше молока, зимой меньше. И, к сожалению, потребления, наоборот, зимой больше, а летом меньше. Поэтому всегда цена на сырое молоко летом падает, осенью-зимой поднимается".

Как ни странно, для конечных потребителей высокий молочный сезон вовсе не означает, что цены упадут. Переработчики сейчас скупают молоко примерно по 17,40 рублей за литр. Но его конечная цена в упаковке -  в разы выше. Потому что посредники и ретейлеры не видят смысла снижать свою наценку, объясняет главный редактор портала DairyNews.ru Михаил Мищенко:

"Розничные к оптовым не подтянутся. Это так называемый "сезон большого молока". На самом деле "большого молока" нет, как был дефицит, так и остался. Но сети никогда не опускают цены. Это их позиция. Она неверная, она неправильная. К сожалению, с этим пока никто справиться не может. Они просто не опускают цену, если ее подняли".

Другие эксперты считают, что искать виноватых бессмысленно. Это рынок, торговые сети формируют ценники, исходя из спроса, а не затрат на производство. Реально повлиять на магазины могут только покупатели. И, к слову, они уже это делают. После повального роста цен на продукты россияне сократили потребление молочных товаров. Теперь у сетей упали продажи, и они думают над тем, чтобы спустить или заморозить цены, отмечает гендиректор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина:

"Вот этот момент уже привел к тому, что мы видим снижение цен на плодоовощную продукцию, хотя это не является сезонным трендом. И видим стабилизацию цен на мясо. Что касается молока, то я не ожидаю снижения цен в розничном сегменте. Но думаю, что цены стабилизируются. Почему? Потому что объемы продаж все-таки важны для сетей".

Цепочка посредников между фермой и магазином постепенно сокращается. Крупные сети сейчас стараются обходиться без переработчиков и оптовиков - упаковывают и перевозят молоко сами. Это тоже должно простимулировать падение цен. А вот удешевление молока в оптовом сегменте на самом деле скорее проблема, чем хорошая новость. Сейчас многие аграрии вынуждены сдавать продукцию ниже себестоимости, значит, к осени они сократят поголовье скота, и следующий сезон в плане надоев будет гораздо хуже, предупреждает Андрей Даниленко:

"Уж мы видим тенденцию к тому, что из-за падения цен на сырое молоко и из-за того, что относительно высоки цены на мясо, говядину, производители уже начинают забивать скот, сокращать объемы производства, что, к сожалению, приведет осенью к резкому росту цен. Если не остановить этот процесс, то рост цен осенью может быть достаточно высоким".

На днях правительство выделило субсидии молочным аграриям на сумму более 6 миллиардов рублей. Производители говорят, этого недостаточно - на них давит дешевый импорт, например, из Белоруссии. Однако независимые эксперты считают, что картина в отрасли не такая уж мрачная. Обеспечить себя сырым молоком пока не получается, но сыра, творога и масла в России производят предостаточно. Комментирует Елена Тюрина:

"Если мы говорим про сырое молоко, то здесь - да, мы отмечаем дефицит, около 8 миллионов тонн. Этот дефицит у нас компенсируется производством молочной продукции с растительными добавками и с использованием импортируемого сухого молока. Если мы говорим уже про сегмент производства готовой продукции, то здесь мы дефицита серьезного не отмечаем. Более того, российские производители конкурируют с поставщиками из Белоруссии".

Основная проблема молочной отрасли в том, что она непривлекательна для инвесторов. Приобретение коровы окупает себя за 3 года. Чтобы вырастить стадо и превратить его в прибыльный бизнес, нужно от 7 до 10 лет. По мнению ряда экспертов, решить проблему можно, если дать молочникам преференции, например, в налоговой сфере и надзорных процедурах.