Реки Рязани – модная тема
Реки Рязани. Ока, Мокша и другие реки Рязанщины. Почему водное пространство – это словно часть дома? Чем отличалось восприятие реки у различных народностей.
САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Гия Саралидзе. Это программа "Диалоги о рыбалке". Сегодня у меня в гостях Марат Сафаров. Марат, приветствую.
САФАРОВ: Приветствую, Гия.
САРАЛИДЗЕ: Марат у нас не рыболов, как многие знают уже. Но зато человек, который многое знает, в том числе и о реках. А тут, когда я услышал, что Марат готовил специальную такую программу по рекам Рязани, я решил воспользоваться знаниями своего коллеги и сделать программу. Во-первых, что это за такое, что это за такой проект "Реки Рязани", с чего он вдруг возник, почему, кто это делает?
САФАРОВ: Гия, скорее, проект не посвящен конкретно рекам, а востоку Рязанской области, истории этого края. Но как мы с моим соавтором и другом Ренатом Абязовым решили это сделать через природные какие-то артерии, рассказать об этом историческом контексте. И не традиционно, когда излагаются какие-то вот поэтапно хронологически сюжеты, вот от средневековья к нашему времени, а скорее через такие константы, что ли, вот вечные какие-то категории, как лес, как река, как возникающие последнее время (может быть, они не вечные) такие зарубки в лесу, урочища, например, то есть через природу рассказать. Тем более, что, как мне кажется, это вообще такая сейчас модная тема, следуя рекам рассказывать о тех или иных регионах. Она модной началась с середины 80-х годов, когда появилась знаменитая книга итальянского культуролога Клаудио Магриса "Дунай". Рассказывая об Австро-Венгрии, об империи Габсбургов, он рассказывал это, нанизывая на великую европейскую реку города, страны, сюжеты, персонажи и так далее. И несмотря на то, что река Дунай у него, у Клаудио Магриса, как-то не впадала в Черное море, он вот непосредственно устье не освещал в своей работе 85-го или 86-го года, а тем не менее вот этот вот ход "следуя рекам", он особенно как-то стал сейчас популярен. Вот совсем недавно вышла книга Амирана Урушадзе – историка, посвященная Дону как такой зоне свободы казачьей, и тоже Дон как главный персонаж, а не как вспомогательная какая-то природная история. Поэтому вот мы так решили рассказывать, скажем, о Касимовском ханстве, о пределах этого большого средневекового образования (200 километров – с севера на юг, 200 километров – с запада на восток), рассказывать в том числе и через реки. Тем более, что рек на территории современной Рязанщины много, и многие же из них, они, ну так вот скажем, свое русло имеют до сих пор еще мощное, то есть они не обмелели. Здесь речь идет не только об очевидном – об Оке, главной реке Рязанской области, но и, например, о реке Мокша, которая вроде бы ассоциируется с Мордовией, а в то же время она уже в Мордовию уходит полной мощной рекой из пределов Рязанской области. Мы во всяком случае в Кадомском районе Рязанской области видели такие замечательные, очень красивые обрывистые берега Мокши, и она, ну я не скажу, что она могла бы быть судоходной сейчас, но она очень активную роль в жизни этих людей играет. И, кстати, народы, которые живут на территории этого региона или жили раньше, они по-разному воспринимали реки. Вот мы недавно совсем, Гия, с вами говорили об этом восприятии воды, восприятии реки у разных народов. Ну вот, скажем, финно-угорские народы, вот такое было впечатление и по гидронимам, которыми испещрена вообще вся Рязанщина финно-угорским, что река у них воспринимается как часть их дома. Это просто часть пространства, никаких преград, никаких границ между жилой частью и природной у них нет, такое впечатление, как будто бы они осваивают эту территорию одновременно. Ну, например, скажем, на территории Рязанской области очень много гидронимов с понятием "лея", даже такая река есть Лея в Сансовском районе небольшая, что в переводе с мордовского языка, с мокшанского языка означает "маленькая речка", просто речка. И вот разные такие топонимы, даже возникновение деревень на берегах, они включают в себя лею. Кажется, ну это же совсем по-славянски. А вот чуть-чуть копнуть этот культурный слой, и оказывается, что это финно-угорская история...
Слушайте в аудиофайле!
Популярное
Америка становится жертвой собственного самомнения
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: «В этой жизни всё так. Что-то запускается и кажется, что оно тебя не достанет. А оно, как колесо, проворачивается, проворачивается. Ты его вперёд запустил, а оно тебя по затылку как шарахнуло. Так и с Америкой, и её премудрыми технологиями цветных революций и произошло».
«Украинскому сознанию хочется побед»
РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: «Украина – глубокая мировая провинция. Помимо «выдающихся внешнеполитических побед», над Россией разумеется, необходимо иметь всегда что-то великое. Она уже была родиной изобретателя огня, плуга и колеса. Эти человечество уже не впечатлишь. Теперь можно за борщ побороться, ещё за что-то».
«COVID показал недееспособность копирования чужих методов решения проблем»
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: «COVID показал недееспособность копирования чужих методов решения проблем, потому что они оказались в ступоре. А структуры глобального управления, или претендующие на это, они, наоборот, говорят, надо разрушать национальные границы, чтобы "эффективнее бороться" с этими вещами».