Проблемы с ЕГЭ. Гость - генеральный директор и научный редактор журнала "Эксперт" Александр Привалов.

Ведущие "Вестей ФМ" – Дмитрий Куликов и Ольга Подолян.

Подолян: Итак, уважаемые радиослушатели, мы с вами голосовали вот по какому поводу. Как вы считаете, ЕГЭ помогает поступить на равных и снижает коррупционную составляющую? 4 процента так считают из тех, кто принял участие в голосовании. Не помогает и не снижает - тоже 4 процента. И 92 процента наших слушателей уверены, что ЕГЭ убивает общий уровень образования.

Привалов: Какое вы интересное голосование провели. Мокрое или круглое.

Куликов: Это сознательное было, Александр. Абсолютно сознательное.

Привалов: Я понимаю. Такие вещи всегда делаются сознательно.

Куликов: Просто я попытался позиционировать три основных стереотипа, вокруг которых якобы дискуссия велась. Поэтому я...

Привалов: Никакая дискуссия никогда не велась. Главное, что сделала добрая команда реформаторов образования, - это убила всякую дискуссию. Они создали абсолютно герметичную систему принятия и реализации решений, плоды которой (системы, в смысле) мы в настоящее время и хлебаем. Что касается ЕГЭ - так ещё прошлый министр образования Андрей Александрович Фурсенко (я-то ещё его критиковал, думал, что он плохой министр образования)... То есть он был плохой, но я же не знал, кто будет следующий.

Куликов: Всё познаётся в сравнении.

Привалов: Он же сказал, что основное достижение тех лет, что он провёл во главе Министерства образования и науки, заключается в том, что общество приняло ЕГЭ. Это неправда. Общество ЕГЭ не приняло, что вполне заметно даже из вашего голосования. Общество с ЕГЭ, конечно, смирилось. Особенно трепыхаться-то и не пытались. У нас народ вообще трепыхается мало, всё глотает. Но трепыхались поначалу. А теперь смирились.

Между тем ЕГЭ - на самом деле довольно серьёзная вещь, которая много важного наделала в системе образования России. И главное, что она сделала, - она убила школу. Потому что в результате не просто ЕГЭ, не просто внешнего испытания качества знаний, полученных детьми. Эта идея абсолютно правильная, с ней спорить смешно. И, в общем, не надо быть идиотом. Разумеется, должна быть возможность проверить, правильно ли школа оценивает своих учеников.

Но вот так, как она была воплощена именно здесь и сейчас, она убила школу, потому что школа потеряла всякий отдельный смысл. Школы больше как отдельного института нет. А школа, между прочим, - это один из ключевых институтов государства вместе с армией, вместе с валютным обращением, вместе со всеми немногими столбами, на которых, собственно, государство и стоит. Потому что школа - это огромный инерционный инструмент социализации. Через него проходит каждое следующее поколение и становится совместимым с предыдущими и последующими.

Куликов: Это важнейший институт воспроизводства. Да?

Привалов: Да, да.

Куликов: То есть народ, нация, государство, страна воспроизводится через малое количество институтов. Но образование - это, безусловно, ведущий институт.

Привалов: А школа перестала иметь свой отдельный смысл. Школа стала в результате внедрения того ЕГЭ, который мы наблюдаем... Кстати, успехов тем десяткам тысяч ребят, которые сейчас пишут ЕГЭ по русскому языку. В результате внедрения ЕГЭ в нынешнем виде школа перестала быть собой, она стала безумно затянутой ступенью подготовки в вуз, безумно затянутыми подготовительными курсами. У школы нет собственного голоса в разговоре с учениками. Школа не может поставить своей оценки ученику. Оценка школы никого не интересует. Ученики заняты только подготовкой к тому, чтобы получить баллы по ЕГЭ. А школа как таковая стала нулём. А дети, как и любые другие живые существа, прекрасно чувствуют настоящий статус. Школа, в сущности, отменила выпускные экзамены. Выпускных экзаменов больше нет. Не знаю, как в ваше время, ваши люди резко помоложе меня...

Куликов: Несколько, да.

Привалов: В моё время (ну, думаю, что и в ваше примерно так же) в конце 10 или 11 класса, какой был последним, человек должен был сдать 7-8 экзаменов.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Смотрите видеотрансляцию из студии "Вестей ФМ"