Гость -  философ, член Зиновьевского клуба, член Российского союза писателей Тимофей Сергейцев.

Ведущие "Вестей ФМ"Дмитрий Куликов и Ольга Подолян.

КУЛИКОВ: Я хотел, чтобы мы с тобой поговорили сегодня, с одной стороны, о сугубо философской работе и позиции, которая, между прочим, задала философский тренд XX века вообще: сначала - Шпенглер с закатом Европы, а потом – Хайдеггер во многом строил свои рассуждения, вовлекая рассуждения Шпенглера в контекст. Это - философская рамка, объемлющая. А тактически – это что, например, мы смотрим на Францию, и точно понимаем, что, вот, не знаю, как закат Европы, а вот закат Франции происходит в полном объеме.

СЕРГЕЙЦЕВ: Политическое слабоумие.

КУЛИКОВ: Да, политическое слабоумие.

СЕРГЕЙЦЕВ: Это без кавычек.

КУЛИКОВ: "Политическое слабоумие" – хороший термин. А куда ум пропал?

СЕРГЕЙЦЕВ: Угорел!

КУЛИКОВ: 100 лет потребовалось? Шпенглер замечал, что этим дело кончится 100 лет назад?

СЕРГЕЙЦЕВ: Нет, у них какая по счету республика-то?

КУЛИКОВ: Пятая.

СЕРГЕЙЦЕВ: Пятая. Никак это не смущает никого? Последняя? Мы же не знаем этого! Понимаете, в чем дело? У Шпенглера – это два толстенных тома, которые являются эмпирическим исследованием общества в его историческом изменении. И Шпенглер замечателен тем, что он не просто там устроил философскую систему – он работал как ученый, то есть он ушел от материала. И это действительно - энциклопедия нашей культуры, общества и истории. В принципе, одна эта книга способна создать определенный бэкграунд, не только философский, но и культурологический, социологический, искусствоведческий для человека, который ее прочитает. И методологии науки там тоже определено очень большое место. Мы, конечно же, здесь не можем посвятить время анализу этого текста. Но, тем не менее, есть одна фундаментальная мысль, которая была проведена Шпенглером, и она нам действительно нужна для анализа нашей повседневности, наших сегодняшних забот, включая и экономические заботы, политические. Эта позиция, кстати, забегая вперед, скажу, противостоит позиции англосаксонской и англосаксонской теории цивилизации, которая от Тойнби до Хантингтона является основой фактически западной идеологии. И мы даже тоже ее заимствуем, когда мы начинаем рассуждать, например, о русской цивилизации, но, не отдавая себе отчета в том, а в какой методологии мы это делаем, на каких философских основаниях, что мы понимаем под цивилизацией.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Подкасты программы "Формула смысла".

ИЗ ПРОГРАММЫ:

"Если есть цивилизация, но нет культуры, то это - зоология".