Стрельба в школе в Ивантеевке: развитие событий. Гость - уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова

Ведущие "Вестей ФМ"Дмитрий Куликов и Ольга Подолян.

КУЛИКОВ: Доброе утро, Ксения! Начнем наш разговор с трагически печальных событий в Ивантеевке, которым неделя будет завтра. А потом я предлагаю более широко поговорить о том, чем вообще вы занимаетесь и в чем ваша повседневная практика заключается. Я сам себя ловлю на этой мысли, что не до конца понимаю, что эта за функция такая – уполномоченный по правам ребенка и с чем, собственно, имеете дело, и в каком законодательном и административном пространствах это все происходит.

Давайте все-таки с Ивантеевки начнем. Вы много раз там были. Знаете по материалу всю эту историю. Что можно сейчас сказать, через шесть дней после трагедии?

МИШОНОВА: Можно сказать, что у всех сначала был шок, то, что мы проходили все вместе. А потом, я так понимаю, это будет отложенный стресс для всех – и для администрации, и для детей в первую очередь, потому что детская психика мобильна, конечно же, и она восстанавливается. Например, те детки, которые пострадали во время этого инцидента и сейчас находятся в больнице, конечно, больше их мысли заняты выздоровлением, потому что травмы очень серьезные, практически все пережили операции. Сегодня будет операция у девочки, у которой сломан позвоночник, я ее навещала – Алена. Очень стойкая, невозможно красивая девчонка, мечтает, когда выздоровеет, спрыгнуть с парашютом.

ПОДОЛЯН: Это дети, которые выпрыгнули из окна?

МИШОНОВА: Да, это дети, которые выпрыгнули из окна. Вы знаете, что самое неприятное было, что всегда в таких ситуациях меня очень настораживает и чего не хочется, чтобы случалось. Я даже не знаю, как выразиться, он все-таки тоже ребенок и тоже в зоне нашей ответственности, но чтобы из таких людей не делали героев. Понимаете? Чтобы не героизировали то, что он совершил. Он не вполне адекватный человек. И совершил нечто, выходящее за рамки всех возможных норм. Но героев надо делать из других людей, из других детей. Вот, например, там есть три мальчика, которые в тот момент, когда он напал на учительницу, у них было ровно полторы минуты сообразить, что случилось и чем это грозит. Они буквально затолкали всех одноклассников в эту лаборантскую. Более того, держали дверь, задвинули ее железным шкафом, который, как ребята мне рассказывали, до этого никто не мог сдвинуть с места, но это, видимо, из-за стресса. И они же приняли решение прыгать. Я спросила: "Почему вы решили прыгать?" Они говорят: "Потому что он начал стрелять". Это была не дверь в лаборантскую, а перегородка, где сверху и снизу есть пространство. Плюс он стал зажигать шашки и пошел дым, и дети реально испугались там сгореть заживо. Вот это было в голове у ребят, когда они стали прыгать.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Подкасты программы "Формула смысла".

r