Проблемы образования.

Гость – Юрий Зинченко, президент Российской академии образования, декан факультета психологии МГУ им. Ломоносова, главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава РФ, доктор психологических наук, профессор, академик РАО.

Ведущий "Вестей ФМ"Дмитрий Куликов.

ЗИНЧЕНКО: То, что необходимо, наверное, сохранить в первую очередь – это научно обоснованное принятие управленческих решений. Потому что система образования – одна из самых инерционных, наверное, в обществе, в государстве. Здесь нужно много раз подумать, прежде чем что-то поменять или что-то модернизировать, или что-то реформировать, потому что здесь нужно говорить об отдаленных последствиях. В образовании не бывает так, что сегодня что-то поменяли, а завтра вдруг уже получили результаты. Если такое бывает, то, чаще всего, результаты бывают не самыми положительными. Поэтому, в первую очередь – продуманность, прогностическая способность вот именно науки, которая позволяет предвидеть какие-то негативные сценарии или какие-то риски, которые необходимо минимизировать.

А говоря об образовании в целом, конечно, это сейчас модная тема – вызовы, которые стоят перед экономикой, перед страной. Перед образованием тоже стоят достаточно ощутимые и глобальные вызовы – не только перед российской системой образования, перед системой образованием вообще. Здесь, конечно, на передний план выходит то, что мы называем "цифровизацией". С одной стороны, вроде бы это – важные и нужные моменты, мы говорим "цифровая экономика", "цифровые отношения", которые будут складываться экономические, но при этом мы говорим и о цифровом обществе тоже: насколько мы простроили в этом цифровом обществе цифровую мораль, цифровую этику. Потому что когда переходим уже к ребенку, то его социализация в этом цифровом обществе... Когда в полтора годика приходит уже этот гаджет, виджет и, собственно, высокоскоростной Интернет, то он становится участником цифрового уже пространства. Насколько мы к этому готовы?

КУЛИКОВ: С моей точки зрения, вообще не готовы, потому что у нас дети пропадают в этом цифровом пространстве.

ЗИНЧЕНКО: Да. Почему? Потому что индустрия в этом смысле идет быстрее, чем принятие необходимых решений. Поэтому, с одной стороны, конечно, это – важный развивающий момент, мы не можем отказываться от прогресса, с другой стороны – мы должны прекрасно понимать, что есть определенные границы: у всякой медали есть оборотная сторона! Поэтому, говоря о развитии каких-то когнитивных, в первую очередь, способностей, мы вдруг вынесли за скобки и не обратили внимания, что, развивая только лишь память, внимание, мышление и все эти когнитивные наши функции, мы вдруг забыли об эмоционально-волевом и мотивационном развитии ребенка.

Дмитрий Куликов в Twitter.

Полностью слушайте в аудиоверсии.