Коррупционный скандал в ведущих вузах США.

Гость – директор Института опережающих исследований Юрий Громыко.

В студии - Дмитрий Куликов.

ГРОМЫКО: Я тоже внимательно слежу за этим скандалом, и он, лично для меня, ставит окончательную точку в тестовой системе. Потому что сторонники тестовой системы всегда указывали на Америку, хотя я им все время показывал замечательную книжку Николаса Леманна "The Big test", где демонстрируется, что систему среднего образования в Америке "прикончили" тесты. И я все-таки надеюсь, что мы еще дойдем до того момента, когда мы все-таки уйдем от ЕГЭ, введем другого типа процедуры. Хотя, я все понимаю, затрачены огромные средства, более того, для ряда учителей, опять, это стресс – переход. Но, все-таки, в этой тестовой системе, на мой взгляд – очень большая порочность при всех тех позитивных изменениях, которые проделаны! Мы вернулись к сочинению, что очень важно, хотя у нас уже есть поколение, которое не умеет писать сочинения и так далее. Но вот этот скандал, лично для меня, ставит определенную точку вообще в тестовом подходе.

КУЛИКОВ: А я даже с тобой спорить здесь не буду, потому что я точно понимаю, что тестовый подход как таковой форматирует сознание ученика очень определенным образом! Очень определенным образом! Это точно совершенно!

И, кстати, то, что я обсуждал предыдущие два часа, и ты на это сейчас указал, что мы-то "слизали" это оттуда, мы были очарованы тем, как у них там это все работает. А вдруг выяснилось (прошло всего несколько лет), что, во-первых, у них работает очень сомнительно с точки зрения той же самой коррупционности. Второе (то, о чем ты говоришь): ну, да, мы теперь понимаем, что сознание детей форматируется очень определенно за счет тестов. И третье, что мы понимаем, ты вот сейчас сказал: "Мы найдем другую систему" – что надо такую систему искать. Нет очевидного решения, нет понятного решения! Потому что вернуться просто к советским шести экзаменам в советской школе невозможно сейчас, потому что и школа – другая, и дети – другие, и социально-общественная система – принципиально другая! Поэтому, действительно, нужно искать, нужно понимать, что это – временное решение, которое у нас есть.

ГРОМЫКО: Да, и нам действительно нужна своя система проверки качества образования – это очевидно! Она должна быть на иных принципах, чем тестовая система, и это, действительно, очень принципиальный вопрос, один из важнейших!

КУЛИКОВ: Ну, вот ты про учителей сказал, мы же тоже должны без иллюзий. Я так понимаю, что значительная часть учителей (не скажу – большинство, соцопросы не проводили) в связи с ЕГЭ получили дополнительный канал дохода – это репетиторство. И когда репетиторство учителя становится его ведущей функцией!

ГРОМЫКО: В соответствии с идеей, что образование – услуга.

КУЛИКОВ: Да! Но надо "натаскать" ребенка! Вроде бы, это даже нормально, но мы же хотим, чтобы ребенка хорошо подготовили, – это же не коррупция какая-то, да? Его действительно последние 2 года в школе ведущие учителя, которые способны это делать, "натаскивают" на эти тесты!

Полностью слушайте в аудиоверсии.