Час милитариста: гость - военный эксперт Михаил Ходаренок

Ведущие - Евгений  СатановскийСергей Корнеевский.

Ходаренок: Случилось вот несчастье, самое настоящее несчастье - катастрофа в декабре 2016 года с Ту-154Б-2 под Адлером. И опять: что, все остальное списать, что ли, что осталось у военных? Ну, списать-от можно, в принципе. Хотя там есть и достаточно свежие самолеты. Конечно, Ту-154Б-2 все - старые, очень старые - Ту-134. Но Ту-134, кстати говоря, это такой хороший, крепкий самолет, он может даже летать очень быстро. Неэкономично, но очень быстро. Но, к сожалению, все, по большому счету, сроки его эксплуатации подходят к концу, ресурс близок к исчерпанию, и надо на что-то менять. И вот, наверное, если говорить конкретно, начнем все-таки с Ту-154.

Корнеевский: То есть на что менять, будем обсуждать?

Ходаренок: На что менять. Сначала немножко охарактеризуем сам самолет Ту-154. Вот у военных, в частности, 14 самолетов Ту-154Б-2 и 7 Ту-154М. Кстати говоря, самолеты Ту-154М - достаточно свежие, есть выпуска даже 2012 года, а для самолета это - абсолютно не возраст. И, наверное, списывать их так всем чохом, после того как один разбился, еще не вполне понятно, по каким причинам... Ну, может, той группе, которая занимается расследованием, эта катастрофа уже ясна, но, скажем так, широким народным массам еще не ясно, почему он разбился: то ли это техническая неисправность, то ли это ошибка летчика, то ли это еще что-нибудь, то ли это сочетание всех факторов, которое привело к такой беде. Но после катастрофы одного самолета списывать все остальные - наверное, было бы не совсем разумно. А теперь на что их реально заменить? Вот в стране, если сейчас реально менять, то вроде как на Ту-204, Ту-214. Несмотря на то что не так давно мы об этих самолетах говорили только добрые слова, и сетовали, что мало их в парке отечественных авиакомпаний.

Но тем не менее вот этот самолет, его основной недостаток - он все-таки мелкосерийный. Вот в гражданской авиации, да, собственно говоря, и в военной, это касается решительно всех типов самолетов, крупная серия - это большое благо. Почему? Во-первых, самолет гораздо дешевле. Потому что когда вы изготавливаете несколько десятков самолетов, это все-таки можно считать, что это - самолет единичной постройки. И вот всем остальным предприятиям, потому что все-таки при изготовлении самолета задействуется очень большая кооперация соисполнителей, например: какой-нибудь завод в каком-нибудь городе делает только генераторы...

Корнеевский: Или лампочки для салона.

Ходаренок: Да. Ну, что, если в эксплуатации - 20 самолетов, сколько там этих генераторов надо и какое отношение будет к изготовлению этих генераторов? Любой же гендиректор будет отдавать себе отчет в том, что на этих генераторах много не наваришь.

Полностью слушайте в аудиоверсии.