О президентских выборах-2018 поговорили с директором Центра политической конъюнктуры Алексеем Чеснаковым

Ведущие - Сергей Михеев и Сергей Корнеевский.

МИХЕЕВ: Начнём с кандидата №1 - по крайней мере, я считаю, что спорить об этом бессмысленно. На прошедшей неделе мы видели Владимира Путина в ходе крещенских купаний, было довольно много всевозможной информации по поводу его активности. Вот повестка лидера - она как сейчас просматривается?

ЧЕСНАКОВ: У лидера повестка началась не с крещенских купаний. Хотел бы напомнить, что лидер начал с посещения перинатального центра в Коломне, и на встрече с представителями малых городов и исторических образований он говорил о необходимости поддержки развития тех территорий, которые относятся к традиционным - малых городах, в которых живёт довольно большое количество людей.

200 километров от Москвы, и мы видим вот этот пояс Золотого кольца, без формального названия "Золотое кольцо", а вот эти маленькие города, в которых живёт довольно большое количество людей. Те москвичи, которые уехали, они как-то связаны с этими городами. Где-то остались родители, где-то - дачи, и так далее, и так далее. И Путин первым из кандидатов дал сигнал для этой аудитории – для людей, которые живут не в мегаполисах. Потому что что делали все остальные? Они ездили, кто - в Петербург, кто - в Омск, кто - в Ульяновск, кто - в Нижний Новгород. Могу даже сказать, вот Явлинский был в Нижнем Новгороде, Титов был в Ульяновске, Собчак - в Томске и Омске, Грудинин - в Санкт-Петербурге. То есть, по сути дела, они стали бороться за самые крупные куски электоральные, за самые привлекательные. А Путин уже давно освоил все эти электоральные аудитории, для него нет необходимости в этом сегментировании, для него важнее сейчас посылать более точные сигналы. Поэтому он встречался с этими людьми.

Потом, соответственно, была поездка в Санкт-Петербург - в связи с годовщиной прорыва блокады, и вот эта человеческая история, связанная со встречей с сыном сослуживца отца. Мне кажется, очень важно в таких избирательных кампаниях, чтоб были человеческие сюжеты, которые показывают кандидатов с такой точки зрения, которую мы до сих пор не видели. Для Путина это, кстати, сложнее всего. Для Путина и для Жириновского, потому что они уже давно находятся в информационном поле, и что-то новое изобрести почти невозможно.

Ну, конечно крещенские купания, о которых вы говорили, это важно, это интересно, потому что…

КОРНЕЕВСКИЙ: Это - тоже предвыборный сюжет?

ЧЕСНАКОВ: Когда начинается избирательная кампания, все сюжеты - предвыборные. Наоборот, если этот сюжет не используется как предвыборный кем бы то ни было, то возникают некоторые сомнения даже, потому что политика – это довольно циничная вещь, и если вы не можете использовать любой повод, то это, скорее, вопрос к вам как к политику. И здесь, я думаю, нужно не задавать вопросы, какую должность занимает тот или иной кандидат, а тот формат, в котором он это отрабатывает. Вопрос не в том, как он использует какие-то свои ресурсы, вопрос в том, какие задумки, какие интересные ходы, какие придумки есть, потому что для избирателя это всё - давно уже хороший предвыборный спектакль. Он хочет насладиться шоу. Вот мне кажется, в какой-то мере мы сейчас начинаем потихоньку готовиться к этому самому шоу.

Полностью слушайте в аудиоверсии.