Духоборы и молокане не любят, когда их называют русскими сектантами
Кто такие духоборы и молокане? Об этом
Гия Саралидзе беседовал с историком, кандидатом педагогических
наук Маратом Сафаровым в спецпроекте "Народы России" на радио "Вести ФМ".
Саралидзе:
Здравствуйте, уважаемые слушатели. В эфире "Вести ФМ" наш проект
"Народы России". И здесь, в студии нашей радиостанции, Марат Сафаров
и Гия Саралидзе. Марат, приветствую.
Сафаров: Здравствуйте.
Саралидзе: Сегодня речь пойдет о
духоборах и молоканах. Мы уже анонсировали эту тему, предупреждали наших
слушателей, что будем говорить.
Сафаров: Грозит такая программа.
Саралидзе: Да. И я хотел бы сразу, чтобы,
Марат, все-таки ты определил, к какой градации отнести духобор, молокан. Ну это
же не народности?
Сафаров: Конечно. Это
этно-конфессиональная группа, это разновидность духовного христианства, это
особая группа русского народа, особые две группы русского народа. Потому что,
хотя мы их и решили объединить в нашей программе, тем не менее при всей
близости их все-таки это два разных направления духовного христианства. Ну, в
силу того, что вот религиозные моменты, они, конечно, способствуют определенной
такой специфике, в любом этносе, если вот есть господствующая какая-то религия
у этноса (например, православие у русского народа), то появление каких-то вот
таких особых этно-конфессиональных течений, оно, конечно, формирует
обособленность этой части народа. Не случайно возникло старообрядчество в XVII веке, не случайно
возникли духовные христиане. Не хотелось просто говорить слово
"секта", как это употреблялось в дореволюционной России, как это
употребляли советские часто религиоведы, потому что сами духоборы и молокане не
любят этого. Они достаточно болезненно относятся к тому, когда их определяют
сектантами. Хотя, если мы возьмем большую дореволюционную литературу о них, а
это большой очень массив информации, XIX века прежде всего, то их без всяких обиняков называют
русскими сектантами. А дело в том, что есть с сектантами еще масса проблем.
Если в XIX веке это было как-то понятно, то сейчас это не очень будет
ясно, поскольку многие подумают, что это представители неких новых религиозных
течений пришедших, корни которых на западе - в США или в Западной Европе. А это
совершенно не так. Это наши, такие старые русские духовные течения, вот это
главное их определение. А люди по своему этническому составу, по языку своему -
это, конечно, наши русские люди, особые русские люди, но, конечно, часть
русского мира.
Саралидзе: Возникают они, относят к
середине XVIII века - и духоборы, и молокане.
Сафаров: По существу да, это такое
оформление их происходит. Конечно, корни в средневековье, поскольку это вот
различные такие (ну опять же, вот пусть не обижаются наши уважаемые духоборы и
молокане), но определенные, если говорить языком науки все-таки, это
еретические учения, которые начинали, так скажем, с господствующей церковью
бороться. Такое свободомыслие, вольнодумцы своеобразные, которых мы знаем очень
много по истории католичества, по истории Западной Европы. Но и в православном
мире, конечно, это бывало. И духоборы, и молокане корнями своими, конечно,
восходят к этим духовным исканиям средневековым, но оформляются в XVIII веке,
и при этом сразу же как-то очень быстро начинает оформляться их география.
Саралидзе: Я хотел как раз спросить: есть
ли какие-то географические обозначения, где вот все-таки эти течения духовные
зародились, ну или во всяком случае набрали такой вес?
Сафаров:
Безусловно, это, конечно, первоначально русские губернии. Это, например,
Тамбовская губерния, которая всегда традиционно славилась различным
сектантством.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Популярное
"Пусть Украина попросит тепла у Тихановской"
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: "Вот этому хамству просто нет предела. Совсем недавно, летом прошлого года Украина имела прямое отношение к организации беспорядков в Белоруссии. Они это даже признали. Зеленский выступал с критикой Лукашенко. А теперь они обращаются: "Помоги нам, пожалуйста, Лукашенко!" Где же принципы – хоть какие-нибудь?!!"
"Логика революционеров – цель оправдывает средства"
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: "Вот это "счастливое будущее" вы нам втюхиваете под сурдинку тех, кто поддерживает этих людей из-за рубежа? Где молодой и наглый хам будет издеваться над теми, кого считает слабее? Я считаю, такому "счастливому будущему" надо всеми имеющимися средствами поставить заслон".
"Познер много на себя берёт"
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: "Познер много на себя берёт. Будучи, в общем-то, никем – какой-то там интервьюер непонятно чего, человек, который несколько раз за свою жизнь поменял убеждения, пытается высказываться на темы, в которых он ничего не понимает. Познер говорит, что он атеист. Атеисту рассуждать о религиях бессмысленно".