13:09, 06 сентября 2011

Вероятнее всего, произошел взрыв топлива в баках самолета

Авиакатастрофа в Пермском крае унесла жизнь двух пилотов. По неустановленной пока причине, истребитель МиГ-31 рухнул на землю. Катастрофа произошла через несколько минут после взлета. По словам очевидцев, самолет потерял управление, начал падать, потом загорелся и взорвался. Полеты самолетов МиГ-31 приостановлены до выяснения причин катастрофы. Уже возбуждено уголовное дело по статье "Нарушение правил полетов или подготовки к ним. С комментариями для "Вестей ФМ" - Андрей Фролов, ведущий эксперт Центра анализа стратегий и технологий.

"Вести ФМ": Вы можете как-то объяснить, почему сейчас нет доподлинной информации о том, был ли взрыв в воздухе? И если был, то на какие вероятные причины крушения он указывает?

Фролов: Мне кажется, что сейчас действительно сложно давать какие-то оценки, какие-то прогнозы. Но если исходить из того, что взрыв был, то, наверное, с учетом того, что на борту не было никакого вооружения, согласно официальному заявлению, то, вероятнее всего, мог произойти взрыв топлива в баках. Мне кажется, это может быть единственной причиной - вначале пожар, а потом взрыв.

"Вести ФМ": А почему мог произойти взрыв в топливном баке? Машина, как говорят другие эксперты, серьезная, претензий к ней особенных нет.

Фролов: Здесь сложно оценить. Такая ситуация возможна, но понять, что происходило в воздухе, до тех пор, пока не будут найдены и расшифрованы самописцы, мне кажется довольно сложным.

"Вести ФМ": Что Вы скажете о самом МиГе, о последней модели четвертого поколения: это надежная машина, или она требует некоторых усовершенствований?

Фролов: Сама машина уже действительно немолодая в том плане, что на вооружение она была принята в начале 80-х годов. И этот самолет является основным в комплексе ПВО России. Также они имеются еще и в Казахстане. Самолеты сейчас проходят модернизацию под модификацию БМ. Эта техника надежная, но действительно с МиГ-31 уже случались ЧП, катастрофы, аварии.

"Вести ФМ": Вы говорите, что модель проходит модернизацию. А что конкретно там меняют?

Фролов: Там меняют в первую очередь электронику, которая позволяет более эффективно применять имеющееся вооружение. А также, как мне кажется, ее совмещают с капитальным ремонтом самолета, то есть меняют какие-то наиболее износившиеся узлы, ставят новые комплектующие. Модернизация заключается в этом. Непонятно, самолет какой модификации потерпел катастрофу.

"Вести ФМ": Эта информация наверняка последует. Как сообщается в новостях, следователи изымают документы из воинской части, которой принадлежал истребитель. Они берут документы, касающиеся организации учебно-тренировочных полетов. Это, с Вашей точки зрения, намекает на то, что здесь вероятна ошибка пилота? Возможно, они недостаточно умеют управлять машиной в экстремальной ситуации?

Фролов: Мне кажется, что это ни о чем не говорит. Это стандартная процедура - изъятие всех документов, имеющих отношение к вылетам.

"Вести ФМ": А человеческий фактор допускаете как причину крушения?

Фролов: В конечном счете, наверное, так или иначе, всегда есть человеческий фактор: либо на земле что-то не доглядели, либо в воздухе, либо на производстве. Судя по тому, что произошел взрыв, и то, что летчики не успели катапультироваться, и, судя по всему, даже не успели дать какую-то информацию, ситуация очень быстро развивалась, и они просто не успели среагировать.

"Вести ФМ": И она не была стандартной?

Фролов: Возможно, да.

Полностью слушайте в аудиоверсии