15:40, 18 июня 2012

Ан-2 может сесть практически везде

По предварительным данным, вечером 11 июня командир судна уроженец города Орска Оренбургской области Хатиб Кашапов без необходимого разрешения поднял в небо самолет Ан-2, он принадлежит челябинской компании "Ави Зов", судно использовалось для облета лесов, для выявления очагов пожаров. Если предположить, что самолет все-таки благополучно сел где-нибудь в тайге, могли ли люди продержаться целую неделю? "Вести ФМ" обратились за комментариями к Андрею Фомину – главному редактору журнала "Взлет".

"Вести ФМ": Я понимаю, что задавать вопрос, куда мог улететь самолет, наверное, не очень умно, но все-таки его задам, потому что, понятно, что сейчас эксперты, которые занимаются поиском, прежде чем искать должны как-то определиться с версиями. Ваши версии?

Фомин: Как и в любой подобной ситуации рассматриваются два основных момента, которые могут привести к подобным последствиям, – это или отказ техники, или то, что принято называть человеческим фактором, то есть это ошибки непосредственно пилотирующего экипажа или специалистов, которые обеспечивают эксплуатацию самолета на земле. Поэтому, насколько я понимаю, пока самолет не найден – обе эти версии имеют место. Но учитывая то, что самолет за много десятилетий своей эксплуатации зарекомендовал себя как крайне неприхотливым и достаточно надежным, тем более обладающим небольшими требованиями к взлетно-посадочным площадкам…

"Вести ФМ": Говорили, что сесть он может где угодно?

Фомин: В принципе, небольшой площадки на колхозном поле или  просеки в лесу достаточно для более или менее безопасной посадки этого самолета в отличие от любого крупного, реактивного лайнера.

"Вести ФМ": Но там бы его уже нашли, а вот посадка на болотистую почву возможна ли, и есть ли тогда шанс на спасение людей?

Фомин: Теоретически возможность всегда сохраняется. Но нужно понимать, что все-таки самолет, который садится с определенной скоростью, соответственно, имеет определенные энергии, и любые препятствия на пути его пробега могут привести к разрушению, к так называемому капотированию, переворачиванию через двигатель вперед  и соответствующим последствиям – возможность возникновения пожара от оставшегося бензина в баках.

Поэтому сейчас строить какие-то предметные догадки, в общем, вряд ли имеет смысл, пока не найдено место. А когда рано или поздно это обнаружится, я уверен, тогда уже и будет понятнее, что произошло.

"Вести ФМ": Если предположить, что он все-таки где-то сел и затаился. Версия, конечно, абсурдная, но мало ли. Вдруг люди испугались и тихонько сидят себе где-нибудь в тайге, не показываются, ждут, когда рассосется, и их спокойно найдут. Может быть, они не предполагают, что такой шум вокруг пропавшего самолета. Скажите, что есть на борту для того, чтобы людям выжить или выйти на связь?

Фомин: Я не думаю, что конкретно на борту этого  самолета Ан-2 был запас продовольствия, медикаментов, воды и прочих средств для обеспечения жизнедеятельности, поэтому это не тот случай. Но, как всегда бывает, надеются до последнего и все возможно. Я, честно говоря, не думаю, что тут будут у нас результаты оптимистические, к сожалению.