13:23, 19 июня 2013

Современным самолетам не нужна сверхманевренность

Во Франции проходит 50-й авиасалон Ле Бурже. Организаторы постарались устроить все на высшем уровне. Свои заявки на участие в авиасалоне подали более 2000 экспонентов из 44 стран мира. И Россия, по мнению экспертов, на авиасалоне доказала свое бесспорное лидерство в показательных полетах. Но, к сожалению, пока только в сфере военной авиации. К разговору "Вести ФМ" пригласили журналиста, политолога Михаила Леонтьева.

"Вести ФМ": За рубежом сейчас впервые представлен многоцелевой истребитель СУ-35С, поколение 4++, французы его назвали самой величественной новинкой салона. Я знаю, что вы в этом году не были на выставке, но, может быть, вы что-то знаете об этом?

Леонтьев: Машину я знаю. Вообще, для корректности надо сразу заметить, что есть страна, которая имеет самолет 5-го поколения, это Соединенные Штаты. Больше ни у кого такого самолета нет. Но у нас есть уже работающих прототип, этот самолет очевидным образом будет. То, что у нас называется Т-50 или ПАК ФА, это самолет пятого поколения, который вряд ли будет показывать такие же пируэты, как СУ-35. Дело в том, что сверхманевренность... Вообще, здесь надо четко сказать, что мы всегда лидировали в показательных выступлениях. У нас и культура пилотажа, и самолеты очень подвижны. Для пилотажа у нас это называется сверхманевренность. Там двигатели с изменяемым вектором тяги, которые обеспечивают сверхманевренность. Более того, есть фигура "Кобра", когда самолет просто идет вниз задом, и из этого положения, на МиГах раньше это делали, "Сушки" тоже делали, я думаю, что сейчас они тоже это демонстрировали. Из этого положения самолет как бы зависает в воздухе, огромная машина тяжелая, и потом начинает выходить и подниматься. Это очень эффектно. Это вообще потрясающе эффектно. Другое дело, что с точки зрения боевого применения существуют разные мнения по этому поводу, насколько в современном бою, имеется в виду бой с противником первого ряда, с противником, который имеет такую же элитную боевую технику, нужна сверхманевренность, потому что там же поражение основано невидимости, на контроле, на дистанционном контроле за большим количеством целей. Поэтому я не думаю, что истребитель 5-го поколения будет показывать такую же сверхманевренность.

"Вести ФМ": Михаил, а вот много говорилось о том, что пилотам сейчас у нас не хватает часов тренировок, что часы сократили.

Леонтьев: Те пилоты, которые пилотируют, это либо пилоты-испытатели ведущих авиаконструкторских бюро, либо это какие-то пилотажные группы – сверхмастера, им часов хватает. У нас сейчас горючего достаточно. То, что у нас было раньше, недолет долгое время, мало летали, это факт, конечно. Сейчас летают гораздо больше. Грубо говоря, у нас есть бюджет оборонный и на закупку, и разработку вооружения. Этот бюджет впечатляет. Я не думаю, что Россия сможет освоить бюджет больше, чем этот, поэтому сейчас такой проблемы не существует. Я не знаю, может быть, где-то, в каких-то частях какие-то проблемы по каким-то неизвестным причинам такого рода есть, сейчас их нет. Но, конечно, было потеряно довольно много времени и в подготовке полетов.