16:30, 19 июня 2013

Австрийцы помогут России возродить малую авиацию

Четырехместные самолеты за 35 тысяч долларов собирается выпускать совместное предприятие госкорпорации "Ростех" и австрийской компании Diamond. Соглашение подписано на авиасалоне в Ле Бурже. Перспективы подобного проекта изучил обозреватель "Вестей ФМ" Кирилл Гришин.

Повышенные издержки и низкий комфорт - так эксперты характеризуют нынешнее состояние российского парка малой авиации. Это в основном устаревшие Ан-2 и Ми-2. За последние 20 лет анонсировали более 100 проектов легких самолетов. Но до серийного производства дело не дошло. Именно поэтому проблема по-прежнему стоит остро, говорит вице-президент инвесткомпании "Покровка Финанс" Алексей Вязовский.

"Самолеты АН-2, Ан-28 выпускают в Польше, L- 410 производится в Чехии , то есть отечественных самолетов нет. Тем временем парк малой авиации продолжает сокращаться, сейчас всего 250 самолетов, их средний возраст превышает 25 лет", - сетует Вязовский.

Авиарынок уже давно ждет появления качественного малого самолета. На это у компаний есть деньги, говорит директор аналитического департамента инвесткомпании "Регион" Валерий Вайсберг.

"Правительство готово субсидировать региональные самолеты, то есть облегчается бремя затрат. И второе: что касается доходной части, ряд регионов, прежде всего Приволжский федеральный округ и регионы Дальнего Востока и Сибири, принимает программы по субсидированию региональных перевозок. Это тоже плюс к доходной части", - рассказывает Вайсберг.

Изменить ситуацию может проект "Ростеха" с австрийской Diamond - совместное предприятие готово выпускать четырехместный самолет, который будет стоить 35 тысяч долларов. А чтобы они соответствовали заявленной стоимости, необходимо наладить серийное производство, продолжает Валерий Вайсберг.

"В первые годы эффект будет относительно небольшой, можно будет говорить о поставках нескольких десятков самолетов. В лучшем случае. Если говорить о локализации, то все-таки надо производить технику в более значительных объемах. Тем более, чтобы обеспечить такую, прямо скажем, невысокую стоимость, должно быть поточное производство", - комментирует Вайсберг.

Но анонсированные совместные проекты с иностранными компаниями иногда по мере их реализации перестают быть таковыми, подчеркивает Алексей Вязовский из компании "Покровка Финанс".

"Давайте вспомним, например, историю с высокоскоростным поездом "Сапсан, когда компания Siemens обещала локализовать производство в России, но в итоге это обернулось закупками этого поезда в Германии. Не получится ли то же самое с малой авиацией, когда мы будем просто закупать эти самые самолёты в Австрии?", - рассуждает Вязовский.

В России есть собственные разработки в малой авиации. В одном из НИИ уже готова технологическая база для легкого многоцелевого самолета. Он может садиться и взлетать даже в неподготовленных условиях. Это весьма актуально для Севера, Сибири и Дальнего Востока. Едва ли он уступит по функционалу российско-австрийской модели, говорят эксперты, но при этом он на четверть дешевле.