тема: ЕГЭ
13:31, 24 июня 2013

Систему ЕГЭ нельзя усовершенствовать в принципе

Оценки по ЕГЭ завысили в половине случаев. Это касается высокобалльных и стобалльных работ, написанных в некоторых регионах. Это данные Рособрнадзора. Федеральная ревизия охватила 18 регионов, где был обнаружен всплеск числа работ с оценкой 80 и выше. Это Брянская и Воронежская области, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия и некоторые другие. Имен учеников в документах нет, есть лишь номера работ, распределенные по регионам. Именно так идет проверка. Имен проверяющих, кстати, тоже нет. Работу получают сразу несколько экспертов, которые не знают, кому еще она досталась, а все замечания к работе выносятся в отдельный протокол.

Тем временем эксперты подводят итоги ЕГЭ и разбираются, как его улучшить. Бороться за оптимизацию решено на трех этапах: при подготовке заданий, во время самого экзамена и при проверке работ. На каждой стадии обнаружены недостатки, которые не так сложно устранить. Тему для радио "Вести ФМ" прокомментировал член-корреспондент Российской академии образования Александр Абрамов.

"Вести ФМ": Александр Михайлович, у вас в целом какие впечатления остались от этого сезона ЕГЭ?

Абрамов: Впечатления ужасные - такие же, как и от предыдущих. Но в этом году все события приобрели новые качества. Все-таки нескончаемая волна скандалов и совершенно ужасной статистики, в частности, по этим результатам. Это означает, что системе категорически нельзя верить, что она совершенно несправедлива. Люди находятся в разных обстоятельствах - кто-то ворует, кто-то не ворует. И мое твердое убеждение, что нужно отменять эту систему и вводить временную на следующий год.

"Вести ФМ": Как вы считаете, почему этот год отметился таким количеством скандалов, а прошлые года - нет? Это потому, что сейчас уже разобрались в системе и нашли слабые места, а до этого такого не было?

Абрамов: В прошлые годы было то же самое. Рособрнадзор, который хотел всяческими способами "протащить" эту идею, завышал результаты эксперимента. Это продолжалось годами. В этом году все это выплыло на поверхность, и ничего особенного здесь нет. Все органически заложенные пороки проявились.

"Вести ФМ": А органически заложенные пороки - это какие?

Абрамов: Вот сейчас все говорят про процедуру. Понятно, что процедура ни в какие ворота не лезет. Она неусовершенствуема по нескольким причинам - в связи с массовым отсутствием правосознания в стране, во-первых, и, во-вторых, с тем, что всего от двух-трех экзаменов зависит судьба ученика. Знаете, когда большая аудитория, а калитка очень узкая, возникает давка и толкотня. Что и происходит.

Кроме того, система построена таким образом, что не только ученики, но и их родители, учителя, деятели образования на всех уровнях заинтересованы в том, чтобы добиваться результатов любой ценой. Так что это неулучшаемо. Вы понимаете, это даже не самое главное. Самое главное - содержательные аспекты.

Полностью слушайте в аудиоверсии.