12:37, 21 октября 2014

Кто-то ошибся: либо диспетчер, либо снегоуборщик, либо лётчики

О причинах трагедии во Внукове "Вести ФМ" поговорили с экспертом, главным редактором журнала "Взлёт" Андреем Фоминым.

"Вести ФМ": Андрей, вы слышали нашего корреспондента и его рассуждения о том, каким образом водитель снегоуборочной машины мог не заметить самолёт, каким образом самолёт мог не заметить водителя. Всё-таки, как вы считаете, как могло такое произойти?

Фомин: По той информации официальной, которая в настоящий момент имеется, озвучена пресс-службой аэропорта Внуково, более-менее понятно, что произошло. И ясно, что здесь, по всей видимости, имеет место тот самый пресловутый человеческий фактор, который мы чаще всего упоминаем, когда случаются подобные авиационные происшествия.

Если говорить о версиях, на данном этапе, я думаю, ещё пока рано сбрасывать различные варианты. Поэтому, я думаю, здесь рассматриваются 3 основных варианта, связанных именно с человеческим фактором. Это работа диспетчеров внуковских и, соответственно, обеспечение процесса и координации процесса между очисткой аэродрома от снега и обеспечением взлётно-посадочных операций. Второе – это, собственно, реакция на команды диспетчера со стороны водителя снегоуборочной машины. И третье – реакция экипажа самолёта на те же самые команды диспетчеров, разрешён взлёт или ещё пока производятся какие-то аэродромные работы.

Сейчас сказано, что бортовые регистраторы обнаружены, соответственно, наверняка изъяты уже и записи переговоров со стороны диспетчеров. Эти записи будут анализироваться. Я думаю, что уже в ближайшее время станет понятно, из-за чего, собственно, произошло нарушение координации действий наземных служб и лётного экипажа, и будет более-менее всё понятно.

"Вести ФМ": Андрей, из репортажа мы узнали, что видимость была где-то 350 метров. Возможность манёвра для самолёта при разгоне - его пилот видит какое-то препятствие на полосе, что он может сделать?

Фомин: Всё зависит от этапа взлёта, так скажем. Это начало разбега, середина разбега или уже точка, собственно, близкая к отрыву. Поскольку мы не знаем достоверно, на каком расстоянии от момента старта произошло это столкновение, тут трудно сейчас прогнозировать. Но в принципе, дело опять-таки не в видимости как таковой, тем более, что она в принципе удовлетворяла… она была небольшая, но являлась допустимым условием для взлёта. А вопрос именно в координации действий диспетчера, наземных служб, обеспечивающих очистку аэродрома и экипажа. Потому как всё равно пилот самолёта не может приступить к началу взлёта, пока не получит на это разрешение от диспетчера.

Полностью слушайте в аудиоверсии.