19:59, 29 декабря 2014

Исчезновение индонезийского самолёта: версии происшествия

За два дня поисков в Яванском море следов пропавшего накануне самолета Airbus A320-200 авиакомпании Air Asia Indonesia обнаружить не удалось. В настоящее время в поисково-спасательной операции участвуют 30 кораблей и 15 самолетов. Сегодня утром в Яванском море к востоку от острова Белитунг были обнаружены два топливных пятна и предметы, которые могли остаться в результате крушения. Туда были направлены самолеты индонезийских ВВС и корабли ВМС. Однако, выяснилось, предметы не имеют отношения к пропавшему самолету. Подробнее - в материале корреспондента "Вестей ФМ" Татьяны Григорьянц.

Авиалайнер вылетел из индонезийской Сурабаи в Сингапур в 5 часов 36 минут по времени Западной Индонезии. В 6.16 пилот запросил разрешение на изменение курса и высоты полета в связи с погодными условиями. Уже через две минуты борт пропал с экранов радаров, не подав предварительно сигналов бедствия. Скорее всего, запрос об изменении курса, поступил из-за надвигающейся грозы, говорит генеральный директор консультативно-аналитического агентства "Безопасность полётов" Сергей Мельниченко.

"На момент вылета над морем уже развилась очень серьезная кучево-дождевая деятельность, все было в красном цвете на экранах локатора, а самый глаз вот этой грозы был черного цвета. Это такие условия, которые называются и причисляются к экстремальным. Поэтому, естественно, ожидать спокойного полета не приходилось".

На борту воздушного судна находились 155 пассажиров и 7 членов экипажа: большинство - граждане Индонезии, три южнокорейца, один сингапурец и по одному подданному Великобритании и Малайзии. При этом, по данным ТАСС, 23 человека не зарегистрировались на этот рейс. Поисковые работы длятся уже почти двое суток. Накануне вечером их пришлось приостановить из-за наступления темноты и ухудшения погодных условий. Работы по поиску возглавляет Индонезия, так как связь с самолетом была утеряна, когда он находился в ее секторе ответственности. И спасатели уже делают неутешительные заявления - скорее всего, самолет AirAsia потерпел крушение и затонул. Хотя, ранее в блогах и СМИ появлялась информация о неком СМС-сообщении неизвестного отправителя, которое получил родственник одного из пассажиров пропавшего рейса. В СМС говорилось о том, что A320 якобы совершил вынужденную посадку и все пассажиры живы. Называлось и место посадки - восточная часть индонезийского острова Белитунг в Яванском море. Но пока это только слухи. Во всяком случае, министерство транспорта Индонезии не может подтвердить эту информацию. А вот к Индонезии в этой истории много вопросов, замечает Сергей Мельниченко.

"Вот, смотрите - после потери связи с этим бортом, диспетчерская служба Индонезии сообщила о том, что пропала связь, только через 50 минут после этого. А о том, что исчез самолет - через 1 час 40 после события... Что происходило? Точка, в которой пропал самолет, находится примерно в 50 километрах от военно-воздушной базы Индонезии. Средняя глубина моря там в районе 45 метров. Максимальные глубины - где-то 100-115 метров. Если бы это все своевременно было сообщено, может быть, что-то успели бы сделать? И буквально за 2 часа до заката солнца Индонезия только согласилась на предложение Сингапура и Малайзии участвовать в поисках".

Если причиной стали погодные условия, а на это ссылаются почти все эксперты, отмечая, что пилот пропавшего самолета был опытным и налетал больше 6000 часов, а сам борт был относительно новым - 2006 года выпуска, тогда почему диспетчеры не предупредили о надвигающейся грозе? Вполне возможно, что они просто не видели уровень опасности, предполагает президент консультативно-аналитического центра "Безопасность полетов" Валерий Шелковников. Впрочем, может быть, и владелец борта сыграл в этой истории не последнюю роль.

"Понимаете, сейчас все диспетчеры работают на вторичной радиолокации. У них могут не появляться эти засветки, вот в чем дело. Засветки появляются только на экране бортового радиолокатора. Но дело вот в чем. Это лоукост. И владелец этого лоукоста, конечно, выжимает - может выжимать все. И вот эти отклонения - это потеря топлива, лишнее расходование топлива".

Непонятно и то, почему пилоты не подали сигнал SOS, как это обычно делается в подобных ситуациях? Возможно, пилотам было не до того, предполагает Сергей Мельниченко. Или они попросту не поняли, что происходит, как это было в ситуации с рейсом Air France в 2009 году, когда пилоты тоже решили обойти грозу поверх нее и упали, после того, как у них обледенели приемники воздушного давления.

"Скорее всего, сигнал SOS не был подан, потому что летчики пытались перебороть ситуацию, в которую они попали. И тут было, очевидно, не до этого. Нужны были все их усилия, в том числе, наверное, и физические. Хотя, А320 управляется джойстиком. Но, тем не менее, это серьезнейшие перегрузки. Может, они и не осознавали. Опять же, я склоняюсь к тому, что могли люди не осознавать, что с ними происходит. Потому что, вот этот случай с авиакомпанией Air France: на черном ящике записано - за полторы секунды до столкновения с водой голос одного из пилотов: "Не пойму, что происходит?"

Во всяком случае, версия со взрывом или умышленным уничтожении самолета крайне маловероятна, уверен Валерий Шелковников.

"При такой системе секьюрити - это серьезно... Авиация, в общем, серьезно работает по предотвращению этих вещей. Я как-то сомневаюсь".

Ситуация с Индонезийским авиалайнером пополнила черный список происшествий с азиатскими авиалиниями в этом году. Напомним, в ночь на 8 марта с экранов радаров пропал Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, совершавший рейс из столицы Малайзии - города Куала-Лумпур - в Пекин. На его борту было 227 пассажиров и 12 членов экипажа, включая одного россиянина. Малайзия, Индонезия, Австралия организовали масштабнейшие поиски борта на суше и в море, не раз сообщалось об обнаружении отдельных фрагментов, однако затем утверждалось, что они не принадлежат пропавшему самолету. 24 марта малайзийские власти объявили лайнер разбившимся. Пассажиров Boeing 777 признали погибшими. Таинственное исчезновение лайнера породило экзотическую версию, что самолет мог быть угнан. Более того, некоторые эксперты публиковали предположения, о том, что самолет тех же малайзийских авиалиний, позднее сбитый над Донецком, был идентичен ранее пропавшему лайнеру. Впрочем, среди официальных экспертов версия не нашла подтверждения. Не так давно открывшиеся факты указывали на то, что "Боинг", который потерпел катастрофу на территории Украины, мог быть сбит самолетом украинских ВВС.